Максим Марков | «Левиафан», разобранный по косточкам: десятая глава
23-го мая прошлого года мы впервые обнародовали сам факт того, что режиссёр Андрей Звягинцев специально для «Настоящего кино» во всех подробностях рассказал о том, как снимался фильм «Левиафан». Но вот только сейчас опубликована десятая глава нашего суперпроекта.
Многие заметили (и огорчены), что публикация движется куда медленнее обещанного, но тут уж всем нам (в том числе и мне самому) необходимо смириться: всё идёт ровно так, как позволяют жизненные обстоятельства. Тем более что принципиальной спешки, на самом деле, никакой нет: ведь выпуски новостей регулярно подтверждают нам, что актуальность этой картины со временем не падает, а только возрастает…
Вместе с «юбилейной» главой – «юбилейная» подборка наиболее значимых фактов о съёмках «Левиафана».
- Обе сцены в суде снимали в помещении Зюзинского суда в Москве. Выбор в его пользу во многом определило архитектурное решение коридоров, скошенные углы которых напоминают гроб и тем самым, как отмечает режиссёр, визуализируют мысль «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Вмешательство кинематографистов в уже существующее пространство было минимальным.
- Московский блок съёмок прошёл между летней и зимней экспедициями на Кольский полуостров и составил порядка восьми дней. В это время в Териберке бригада строителей строила на месте разрушенной декорации дома Николая экстерьерную фасадную стену церкви для финального эпизода.
- В первый день в суде сняли сцену из финала, специально для неё Алексей Серебряков отрастил небольшую щетину. Побрившись, он был готов к съёмкам первого судебного эпизода.
- По просьбе режиссёра сыгравшая судью Алла Еминцева посмотрела на YouTube разные судебные приговоры, в том числе и приговор «Pussy Riot», от которого Звягинцев отталкивался при работе над сценарием (кроме того актриса посетила и настоящий судебный процесс). На оттачивание её скороговорки ушло порядка двух месяцев.
- Момент, когда во время зачитывания судебного решения секретарша зачем-то берётся за ручку, предложила сама актриса, зато идея с очками в руках у члена суда принадлежит уже режиссёру. Такого рода детали он называет «событиями».
- На уровне режиссёрского сценария Звягинцев планировал показать оглашение решения суда одним-единственным кадром: медленным наездом на судью вплоть до крупного плана. Но в итоге отказался от этой идеи как от «голой претензии», решив включить в сцену «портреты внимающих» ради дополнительной рифмы между этим эпизодом и финальной проповедью в храме. Идея с выходом из зала суда в коридор пришла в качестве «возможности бегства», которая бы «позволила сделать любой длины купюру».
- Охранника в зале суда изобразил один из постановщиков, работавших на картине. Заглянувшего в зал мужчину сыграл человек из массовки. Образ «девушки в слезах» режиссёр доверил воплотить своей знакомой - Наталье из Белоруссии, нынче проживающей в Барселоне, но специально приехавшей в Москву ради возможности появиться в фильме Андрея Звягинцева. В роли сочувствующего ей мужчины - профессиональный актёр Андрей, иногда снимающийся в массовых сценах.
- Весь зачитываемый судьёй документ был написан настоящим юристом. Озвученная здесь цифра 639 тысяч 540 рублей 27 копеек была сверена авторами сценария с реальными ценами: «Столько минимально могло бы стоить такое жилище».
P.S. ООО «Нон-Стоп Продакшн» особо просит указывать на то, что сделанные мною скриншоты могут использоваться только в рамках настоящего проекта.