Максим Марков | 38 ММКФ: фильмы документального конкурса
Восходящая звезда Конгресса оскандалился, когда в твиттере появился снимок его труселей. Спустя два года Энтони Винер баллотируется в мэры Нью-Йорка – и эта история по-прежнему не даёт ему покоя, превращая политическое действо в шоу-клоунаду.
Отличный, просто отличный фильм, лучше иного игрового – говорят, он пользуется сейчас за рубежом огромным успехом, неожиданно для всех выйдя за рамки ограниченного проката в широкий и несомненным образом претендуя на «оскаровскую» номинацию. Заслуженно; лишний раз пожалеешь, что у нас такого нет – ни в кино, ни в политике.
До- и послевоенная жизнь актрисы чешского, затем немецкого, а потом ещё и итальянского кино, рассказанная ею самой; нюанс в том, что Лида Баарова могла стать звездой в Голливуде, но предпочла остаться в Берлине, так как была любима (и взаимно) Министром пропаганды Геббельсом.
Очень плотное, с обильным использованием фрагментов из старых фильмов и документальной хроники повествование, в центре которого – судьба художника на фоне эпохи, в данном случае – погромов, Второй мировой, концлагерей. Виновна ли актриса в том, что любила?.. Подвластна ли она суду за то, что любила не того?.. И уж заодно - разве нацисты не схожи с пришедшими на их смену коммунистами?.. Отличный фильм, заставляющий и сопереживать, и думать.
Путь к вершине 16-го – и самого молодого - чемпиона мира по шахматам: Магнуса Карлсена. Стандартная в своём роде картина, которая, впрочем, совсем от этого не страдает: всё равно и напряжённо, и интересно. Принципиальное отличие от фильма «Бобби Фишер против всего мира» (сравнение с которым напрашивается само собой) в том, что эта лента не имеет ещё, по сути, настоящей концовки – ибо жизнь, естественно, счастливо продолжается. Не знаю, конечно, как воспринимают подобные ленты далёкие от шахмат зрители, но поклонники игры должны остаться довольны.
В годы японской оккупации (1937-1945) тысячи китайских (и не только) женщин попали в самое настоящее сексуальное рабство к чужестранным «дьяволам»: их буквально держали в пещерах и насиловали целыми отрядами. К 2014-му году в живых оставалось двадцать две таких жертвы – о них и рассказ.
Как и старушки, которым уже плюс-минус 90 лет, фильм никуда не торопится, вовлекая в свою орбиту не столько ужасы военного времени, сколько быт сегодняшнего дня – включая волонтёров, соседей, просто сочувствующих. Высказывание получается негромким, но очень сильным.
Жизнь якутского коновода – во всей её простоте и сермяжности. Принцип создания фильма схож со «Счастливыми людьми» (да и не только, разумеется), но вторичность, конечно, относительна: попробуй ещё сними столь же круто, с таким же погружением в мир и быт человека, едва ли не круглый год проводящего наедине с лошадьми вдали от человеческого глаза.
Марина Абрамович, кто б она там ни была, совершает паломничество по бразильским медиумам, целителям и всякого рода экстрасенсам – благо у неё ДНК Галактики и она послана землянам помогать им преодолевать боль. Вопреки первоначальному посылу – на удивление цельное и даже мощное высказывание о природе всех этих лекарей, с проникновением в их мир, опыт и учения; картина тем паче выразительная, что как раз в Бразилии, говорят, их куда больше, чем где бы то ни было. Интересующимся всей этой эзотерикой смотреть так даже обязательно.
Сербы не устают доказывать, что Косово – именно их главная святыня, а не албанская. Решённая на уровне «говорящих голов» (в основном это священники) и обильной военной хроники 1999-го года, картина важна в первую очередь как свидетельство одной из сторон – но в том, что сторона эта именно что одна, мне видится всё-таки некоторая проблема.
Весьма невнятные дневники о беженке, которую сперва саму продали какой-то китайской семье, а потом и она сама начала заниматься тем же – с пониманием того, что так по-любому будет лучше, чем жить у себя на родине с коммунистами. Поражаешься, конечно, как режиссёр с камерой растворяется вблизи своей героини, но фильму совершенно точно не помешали бы дополнительные справочные субтитры: что это, зачем и почему.