Максим Марков | Дни минувшего будущего на минувшей неделе (13-19 июня)
Дни минувшего будущего: 13 июня
13-го июня 2043-го года французский режиссёр Анри Лефебр («Колючие взгляды», 2037; «Альпийская серна», 2040) объявил о своём уходе из кинематографа. Столь громкое заявление, впрочем, было проигнорировано даже специализированными СМИ, а отдельные записи на этот счёт в социальных сетях сопровождались, как правило, недоумённым вопросом: «А кто такой Лефебр?..» «Потому и ушёл», - много позже отреагировал на это бывший режиссёр в беседе со своим биографом.
Дни минувшего будущего: 14 июня
14-го июня 2026-го года в Ереване родилась художница по костюмам Рипсиме Амоян, с 2060-го года работавшая в Голливуде и введшая моду на армянские национальные мотивы в мировой кинематограф. Две премии «Оскар» - за фильмы «Сарьян и его дети» (2075) и «Армянский ковёр» (2091), среди прочих наиболее значимых работ: «Львы и Орлы» (2065), «Вековой вопрос» (2068), «Десять тысяч шагов от Арарата» (2070), «Лук Айка» (2081), «Зеркало зеркал» (2084), «Мольба о прощении» (2087), «Голос Параджанова» (2090), «Принцы гор» (2099). Вернувшись на родину в возрасте 80-ти лет, в последние годы жизни консультировала мастеров Ереванской киностудии, среди прочего выступив художественным руководителем масштабного эпоса «Храмовые истории» (2111). Умерла в 2117-м году.
Дни минувшего будущего: 15 июня
15-го июня 2050-го года в Бильбао родился актёр Хосе Рамон Касаль. Судьба ему изначально благоволила: Касаль оказался единственным новорожденным в день, когда город с широчайшим размахом праздновал своё 750-летие – в честь чего местная мэрия тут же объявила младенца почётным гражданином Бильбао со всеми сопутствующими привилегиями, в числе которых была и бесплатная учёба в любом университете страны. Все «авансы» были сторицей оправданы: выбрав Мадридский киноинститут, Касаль уже в первые годы учёбы стал самым перспективным и именитым студентом потока, получив сперва премию «Гойя» за лучший мужской дебют («Красавчик на пляже», 2067), а годом позже – ту же награду, но уже за лучшую мужскую роль: «Труп на Бискайском мосту» (2068). В течение творческой карьеры Хосе Рамон добавил в свою коллекцию ещё восемь призов Испанской киноакадемии – за картины «Самора» (2077, также приз Венецианского фестиваля), «Молодой Бунюэль» (2079), «Воины Тартесса» (2085), «Языковой барьер» (2095, приз Каннского фестиваля), «Лето кончилось осенью» (2106), «Причастие Сильвии» (2109), «Осада» (2115), «У этого дерева тысяча колец» (2122, приз Московского фестиваля), - став таким образом одним из самых титулованных испанских артистов XXI-XXII веков. Музей Хосе Рамона Касаля в Бильбао был открыт ещё при его жизни – в день 800-летнего юбилея города и 50-летия его прославленного уроженца; после кончины актёра в 2129-м году на его малой родине был объявлен месячный траур.
Дни минувшего будущего: 16 июня
16-го июня 2054-го года в России прошли многочисленные мероприятия, посвящённые столетию выдающегося композитора Сергея Курёхина. Центральные торжества развернулись в Санкт-Петербурге и продлились всю следующую неделю (с сохранением, естественно, всех премьер в репертуаре): Мариинский театр представил «Воробьиную ораторию», Александринский – авангардное драм-муз-шоу «Курёхин. Чайка», Цирк Чинизелли – восстановленное по архивным записям представление «Поп-механики». Полная ретроспектива фильмов с музыкой композитора увенчалась двумя премьерами – игровой картины Михаила Лёвина «Взлёт кукушки» и документальной ленты Ульяны Григорьевой «Грибные кольца».
Дни минувшего будущего: 17 июня
17-го июня 2087-го года ушла из жизни актриса Симона Барелю, обладательница трёх премий «Сезар» за лучшие женские роли в фильмах «Кавалеры Венского бала» (2039), «Звёздная ночь на троих» (2046) и «Лучшее лекарство от любви» (2053). Родившись в 2009-м году, в общей сложности сыграла в 150 кинолентах, в числе которых также: «Весной и летом» (2031), «В Париже встретимся однажды» (2035), «Граф Монте-Кристо» (2046), «Пропасть между нами» (2050), «Ветреные чувства» (2059), «Октябрьские грозы» (2068) и пр.
Дни минувшего будущего: 18 июня
18-го июня 2053-го года в Гонконге после полугодовой реконструкции вновь открылся Музей Азиатского Кино, ставший теперь крупнейшим культурным центром данной тематики, а со временем заслуженно заработавший и репутацию одного из важнейших Музеев кино во всём мире.
Дни минувшего будущего: 19 июня
19-го июня 2032-го года в Новосибирске родился оператор и режиссёр Пётр Чесноков (умер в 2084-м). Как оператор снял такие картины как «Первый полёт» (2061), «Любовь Екатерины Любовой» (2063), «Перевал» (2067), «Восемь-восемь-три-четыре» (2071), «Семь метров до черты» (2075) и пр. Рискнув попробовать свои силы в режиссуре, добился в этом большого успеха во многом благодаря творческому союзу с кинодраматургом Ксенией Оболенской: вместе они выпустили фильмы «Один на воротах» (2078), «Последствия гнева» (2080), «Безымянный всадник» (2082, режиссёрский приз «Кинотавра»), «Спокойное море» (2084, «Золотой Георгий» Московского кинофестиваля), а также сериал «Кроты из Чёрного подземелья» (2081-2082).