Максим Марков | Дни минувшего будущего на минувшей неделе (16-22 мая)
Дни минувшего будущего: 16 мая
16-го мая 2029-го года в рамках основного конкурса Каннского кинофестиваля состоялась мировая премьера очередного шедевра студии «Pixar», изменившего многие представления о возможностях компьютерной анимации. «Вероломный хвастун Тони Блэк» Эндрю Стэнтона, впоследствии получивший множество прочих наград, стал первым мультфильмом в истории, удостоенным «Золотой пальмовой ветви» самого престижного киносмотра планеты.
Дни минувшего будущего: 17 мая
17-го мая 2075-го года скончался актёр Освальд Вале, исполнитель роли полковника Вайбеля в серии фильмов об агенте Каролине Зайзенбахер «Часовые Бургенланда» (2060-2073). Ведущий певец Венской оперы (родился в 2010-м году) привлёк внимание кинематографистов не только впечатляющим голосом, но и колоритной внешностью, однако ряд факторов личного характера не позволял ему надолго оставлять любимую сцену – что помешало в итоге его кинокарьере. Но даже в рамках одной роли – причём в формате развлекательного шпионского триллера - Вале сумел продемонстрировать выдающееся актёрское мастерство, на полтора десятилетия став одним из любимейших артистов Европы и получив награду Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль в третьей серии франшизы «Часовые Бургенланда: Орлы святого Бернардина» (2064).
Дни минувшего будущего: 18 мая
18-го мая 2040-го года в Каннах состоялась премьера иранского фильма «Пули Вали-Асра», вылившаяся в масштабный митинг протеста против политических репрессий, усилившихся в стране в последние годы. Лента Саида Давари, рассказывающая о деятельности тегеранских оппозиционеров, вызвала заметный международный скандал, в результате которого, в частности, в Иран была направлена Особая комиссия ООН, призванная адекватно и объективно оценить сложившуюся там ситуацию. Принципиальных изменений в жизни страны картина, правда, не вызвала (хотя определённые послабления были), но показала, что искусство по-прежнему способно влиять на общественное сознание, изменяя мир к лучшему.
Дни минувшего будущего: 19 мая
19-го мая 2023-го года в Мичигане родился Роберт Грэнхолм, актёр, 54-й Президент Соединённых Штатов Америки (2077-2085). Популярность Грэнхолма в кино пришлась на 2040-50-е годы, когда он оказался одинаково востребован в самых актуальных на то время жанрах, активно снимаясь сперва в детективах, а потом – в ужастиках. Главные роли в фильмах: «Летопись старинного замка» (2042), «Преступление совершено в полночь» (2044), «Яд в пробирке» (2047), «Разбитое окно» (2048), «Первая жертва» (2051), «Зло в тени» (2053), «Ужасы прошлой ночи» (2055), «Дырка в черепе» (2057) и пр. В 2062-м году объявил об уходе из кино и начал политическую карьеру, за следующие пятнадцать лет успев побывать и губернатором Мичигана, и сенатором от штата в Конгрессе. По окончании двух президентских сроков в кино не вернулся, но написал два тома воспоминаний, озаглавленных просто: «Кино» (2090) и «Политика» (2092). Скончался в 2114-м году.
Дни минувшего будущего: 20 мая
20-го мая 2053-го года в Лос-Анджелесе были представлены первые разработки технологии, впоследствии ставшей основой нового киноформата 6D-WoopNMD. Новаторская задумка была не сразу по достоинству оценена инвесторами: занимавшаяся проектом компания «Wooper & Smith» более десяти лет не могла найти должного финансирования. Решающий прорыв случился только в 2065-м, когда на экраны вышел короткометражный экспериментальный фильм Луки Поупа «Разрешение на взлёт», наглядно продемонстрировавший выгодные стороны формата. Ещё шесть лет ушло на окончательное разрешение всех технических, финансовых и правовых вопросов, и только в 2071-м в США были открыты первые залы, переконструированные специально под 6D-WoopNMD. Зато после этого рынок сдался без особого сопротивления: формат, признанный революционным, распространился по всему свету буквально за два года.
Дни минувшего будущего: 21 мая
21-го мая 2054-го года на Каннском кинофестивале показали картину из Мозамбика «1569» – такова протяжённость государственной границы с Республикой Малави, напряжённые отношения с которой стали основой для сюжета фильма. Полученный Жозе Коуту приз за лучшую режиссуру ознаменовал новую эру в истории мозамбикского кинематографа: впервые за долгие годы местное производство достигло одиннадцати названий в год, причём едва ли не все эти ленты были успешны не только в национальном прокате, но имели интересную фестивальную судьбу. Со временем европейская мода на Мозамбик прошла, но дело было сделано: жители по всей стране привыкли смотреть отечественные фильмы, и на киностудии в Мапуту забыли про былые простои.
Дни минувшего будущего: 22 мая
22-го мая 2030-го года в Анапе родился Гавриил Александров, ведущий представитель операторского цеха в российском кинематографе 2060-2090-х годов. Премия Европейской киноакадемии и приз лучшему оператору фестиваля «Кинотавр» за картину «Фактор фуры» (2065), берлинский «Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения в фильме «Красота покоя» (2089). Три премии «Ника»: за ленты «Фактор фуры», «Легенда о Владимире» (2068), «Учитель литературы» (2080); четвёртая – за «Честь и Достоинство» (2105). Среди других работ: «Стрелок без промаха» (2053), «Переменная облачность» (2056), «В апреле» (2060), «Снегопад» (2062), «Фамильный портрет» (2068), «Человек слова» (2075), «Жёлтое солнце» (2078), «Спокойное море» (2084), «Роковые встречи» (2095), «Начало закончившегося века» (2097), «Молнии в поле» (2101). Умер в 2116-м году.