Максим Марков | «Левиафан», разобранный по косточкам: девятая глава
Вы заметили в «Левиафане» автобусную остановку, раскрашенную в цвета российского флага? А что скажете насчёт образа нескончаемой трубы?.. Об этом мы поговорили с режиссёром картины в рамках девятой главы нашего суперпроекта. Несмотря на то, что здесь разбирается далеко не самая ударная сцена фильма (герои едут из дома в суд – и всё), в ответах Андрея Звягинцева есть несколько очень интересных моментов – например, о пользе входить в самое пекло диалога или о его отношении к склейке как к перемене взгляда; почитайте. Ну а я продолжу вычленять из всего диалога исключительно факты.
- В сценарии фильма между девятнадцатым эпизодом, в котором герой Владимира Вдовиченкова достаёт папку с компроматом на мэра, и двадцать первым, в котором персонаж Алексея Серебрякова живо реагирует на прочитанное, стоял ещё и двадцатый эпизод: общий план улицы, по которой «внедорожник Николая въезжает в город». Этот проезд был снят, однако в монтаже режиссёр предпочёл от него отказаться, «потому что фильм уже приобрёл свой упругий ритм»: «Я вдруг понял, что надо входить в центр сцены, в самое пекло диалога, и выходить из него, не дождавшись финала, – в этом есть такой хороший галоп».
- В сцене, где герои едут из дома в суд, платформа не использовалась, проезд встречных машин не контролировался, а попавшие в кадр люди, идущие по обочине, - случайные.
- Трубопровод, тянущийся вдоль шоссе, не был (как могло показаться) преднамеренной отсылкой к фильму «Груз 200». По словам Звягинцева, «это вышло ненароком».
- И Алексея Серебрякова, и Елену Лядову снимали на одном и том же участке дороги, каждый раз возвращаясь на исходную точку для очередного дубля. Владимира Вдовиченкова снимали на фоне той же самой трубы, только в его случае машина ехала уже в обратную сторону: дело в том, что «правая сторона шоссе малоинтересна в смысле фактуры: зелёная каша кустарника и больше ничего».
- Мелькающая в кадре автобусная остановка, раскрашенная в цвета российского флага, - настоящая, специально для фильма её не готовили. При этом режиссёр признаётся, что хотел, «чтобы флаг на остановке в кадр всё-таки попал, чтобы зритель это заметил».
- Серебряков паркует машину возле памятника Ленину; в реальности в этом месте парковки нет, это прогулочная территория. Поэтому уже стоящие там автомобили были пригнаны специально для съёмок этого кадра. Между тем те машины, что проезжают по улице на заднем плане, едут сами по себе: их движение не регулировали.
- Герои приехали за десять минут до начала заседания суда, назначенного на 12:00. Время на часах здания городской администрации («советское наследие 70-х годов») было переведено компьютерным способом на постпродакшене.
- Андрей Звягинцев признаётся, что в процессе съёмки предпочитает «смотреть в монитор, потому что в реальности глаз твой цепляет больше элементов – и они тебя просто могут сбить. {…} А с монитором ты точно понимаешь, как у тебя сложился кадр».
P.S. ООО «Нон-Стоп Продакшн» особо просит указывать на то, что сделанные мною скриншоты могут использоваться только в рамках настоящего проекта.