Максим Марков | «Бэтмен против Супермена»: грандиозный, эпический и исторический провал
Я очень люблю Зака Снайдера, считаю его одним из крупнейших Авторов современности, едва ли не все его фильмы становились Моими Любимыми Фильмами – «Хранители» и «Запрещённый приём» в первую очередь. «Человек из Стали» - великая картина, в чём я специально вновь убедился, только что её пересмотрев.
Но «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - это лажа, причём лажа просто невероятная. Такая, в которую первый час просто даже невозможно поверить: я всё пытался убедить себя, что это такое «сновидческое» кино, такой, блин, американский «Тарковский» (лошадь в рапиде, покрытая пеплом, и подобные штучки)…
Точкой невозврата, сколь ни парадоксальным это покажется, стало слово «мама», в кульминационный момент произнесённое не там, не так, не с той интонацией. Тут уже весь, кажется, премьерный зал взорвался и дал волю своим чувствам. Если у вас будет не так – напишите, сравним ощущения. «Мама»… Хорошо ещё хоть, что не «мамочка».
Понятно, что битва Слона с Китом – история изначально умозрительная, всякий враз догадается, чем она кончится. Но мотивационно здесь она оправданна столь слабо, что просто диву даёшься. Моё любимое «Я дерусь потому, что дерусь» - как раз про эту картину.
Претензии к сценарию адресуются режиссёру, конечно, не просто так: очевидно ведь, что писалось всё именно под него, под его стиль и манеру. Снайдеру казалось, что его запаса прочности хватит осилить и эту хрень – ан нет, криптонит нашёл в броне щёлочку. Человек, всю карьеру свою, по сути, построивший на красиво и громко сказанных банальностях (но какие это были Банальности!), неожиданно споткнулся на банальностях совсем уж рядового пошиба – как раз таких, про которые не следует кричать во весь голос, потому как они и есть – основа человеческого существования; тут хватило бы и шёпота.
Более того, уж совсем невероятная вещь. Весь современный Голливуд построен на том, чтобы заставить нас поверить в то, что Невозможное возможно, в то, что вот вся эта фантастическая хрень про пришельцев, другие миры, сверхспособности и пр. – это наша с вами реальность. Тем поразительнее наблюдать за тем, как такого рода кино на всех парах сбивает фура, доверху гружённая тем самым Невозможным – но уже настолько невозможным, что мы теперь ни за что не поверим, что такое возможно. Сейчас это странно звучит, но перечтите эти строки после просмотра фильма – и вы поймёте, что именно я хочу этим сказать. Голливуд так тщательно выстраивал свою параллельную реальность, что забыл об отходных путях, и в результате зритель просто отторгает от себя взаимопроникновение двух реальностей, той и нашей, не воспринимая должным образом то Невозможное, что очень даже возможно в принципе, но Невозможно в конкретно заданных координатах.
Все эти годы работая в жанре фантастически преломлённого гиперреализма, Снайдер был уверен, что сможет совладать с допущенным им в этот мир червём настоящей реальности, - но не смог, не убедил, провалился.
И хотя в целом картина вполне соответствует намеченному ещё в первой серии библейскому канону (где Супермен вполне конкретно представал Сыном Божьим, посланным на Землю с некоей целью, - как ещё всё это можно было прочесть?), ощущение неискренности приливными волнами разливается по экрану. Восприятие могло бы быть полным только в том случае, если бы во всё это можно было бы поверить; но Веры нет – что для такого фильма подлинная катастрофа.