Максим Марков | Видел ли кто призёров французского «Сезара»?..
В связи с розданными в Париже «Сезарами» (новость о которых оказалась недостойной - пока что? - главной страницы) в очередной раз размышляю о феномене всеобщей любви к американскому кино и тотальному безразличию к любому иному. Всякий уважающий себя киноман готовится к оскаровской ночи, как будто она что-то изменит в его личной судьбе, но многие ли знают, какой фильм назвали лучшим вчера во Франции?..
А почему так? Потому ли, что французские картины хуже? Вовсе нет; французы, конечно, уступают Голливуду по части блокбастеров, но их комедии, мелодрамы, социальные ленты всегда были весьма и весьма высокого уровня – сопоставимого, по меньшей мере, с американскими «независимыми».
В советское время французские картины в нашем прокате поощрялись: это было хоть и «буржуазное» кино, но позволительное – а потому все знали и Габена, и Монтана, и Симону Синьоре. Но я помню, как в начале 90-х наше ТВ в первый и, надо думать, единственный раз показало «Сезаровскую» церемонию – и стало очевидно, как всё вдруг изменилось: на сцену выходили незнакомые люди, забирая призы за совершенно неизвестные нам фильмы. Прокат уже тогда начал вымывать французские ленты из кинозалов – и всё, «болеть» оказалось попросту не за кого.
Денёв и Депардье – гиганты ещё той эпохи; прочие тамошние звёзды известны нашей широкой публике скорее в виде исключения, их единицы. Кто такая победившая нынче Катрин Фро? Где мы видели Венсана Линдона? И если на имя Бенуа Мажимеля ещё случится кое у кого отклик, то уж о существовании Сидсе Бабетт Кнудсен мы все забудем, даже не успев дочитать до конца это предложение. Хорошо, если вы обратили внимание, что в «Лазурном берегу» у Джоли сыграла Мелани Лоран; но знаете ли вы, что сейчас она получила уже второго «Сезара» - только теперь не как актриса, а как сорежиссёр признанного лучшим документального фильма?..
Где-то полтора года назад известный в профессиональных кругах Жоэль Шопрон высказался в том плане, что традиционный фестиваль «Французское кино сегодня» в России уже, наверное, не имеет смысла и проводить: мол, и без того все фильмы у нас уже вышли. Вскоре после этого были объявлены номинации на «Сезар» - и стало очевидно, что далеко не все. Сейчас, пожалуй, ситуация даже хуже. «Дипан», «Мустанг», «Мой король», «Молодая кровь», «Маленький принц»… Что ещё у нас выходило?..
А где названная лучшим фильмом «Фатима»? А где отмеченные призом за режиссуру «Три воспоминания моей юности»? Получившая четыре награды (из одиннадцати номинаций) «Маргарита»? «Долина любви» с Юппер и Депардье? «Горностай» с отмеченным в Венеции Фабрисом Лукини?.. Кто-нибудь из вас, быть может, уже видел их – что скажете?.. Порекомендуете, нет? У кого просить консультацию?.. Зато сложно плюнуть в сторону Штатов, чтобы не наткнуться на знатоков-специалистов…
Замкнутый ли это круг: французские фильмы не прокатывают у нас потому, что их «никто не смотрит», либо их никто не смотрит потому, что их не прокатывают?.. И не в прокате одном ведь дело: да что угодно покажи с теми рекламными вложениями, что достаются американским картинам, - разве это не будет замечено?.. Или в ситуации, когда внимания не достаётся даже многим отечественным новинкам, не имеет смысла над этим задумываться?..
И молчу уж про «Гойю», бывшую «Лолу» или какого-нибудь «Золотого жука»; тамошняя ситуация в наших глазах даже не «ах», а вообще «кранты».