Максим Марков | Дни минувшего будущего на минувшей неделе (15-21 февраля)
Дни минувшего будущего: 15 февраля
15-го февраля 2099-го года ушёл из жизни композитор Дэвид Гаррисон, автор свыше тысячи популярных мелодий. Многие из них были написаны специально для кино, что обеспечило Гаррисону рекордное количество кинематографических премий в соответствующих номинациях. Родившись в 2019-м году, первый «Оскар» за лучшую песню заработал в 27 лет («Верная подружка», 2046), после чего получал эту награду каждое десятилетие – за фильмы «Корабли в океане» (2053), «Навстречу ветру» (2060), «Карнавал» (2066), «Впереди ещё долгая дорога» (2077), «Свидание летним вечером» (2082) и «Прекрасные школьные годы» (2090).
Дни минувшего будущего: 16 февраля
16-го февраля 2048-го года состоялась сотая церемония вручения наград Британской академии кино- и телевизионных искусств. Лучшим фильмом минувшего года была признана драма Грегори Джоя «Смерти назло», отмеченная также за режиссуру, оригинальный сценарий, операторскую работу, звук и монтаж. Актёрские призы забрали Брюс Гидеон («Великолепный ход»), Сирша Ронан («Леди за запертой дверью»), Джек Лауден и Эшлиф Лофтус («Грета»). Кроме того «Великолепный ход» был премирован как лучший британский фильм и за лучшую музыку, «Леди за запертой дверью» первенствовала с лучшими декорациями и костюмами, «Грета» получила приз за лучшую сценарную адаптацию. «Восходящей звездой» назвали актрису Вайолет Би, лучшим режиссёром-дебютантом – Кевина Блэка: награду им принесла комедия «Голые люди». Лучшим анимационным фильмом года стал «Случай с пропавшим колокольчиком», продолжение приключений Уоллеса и Громита. В документальном разделе победило расследование «Эпидемии нашего века». Лучшим фильмом, снятым не на английском языке, британские академики назвали мелодраму Луки Анджело «Не сегодня, так завтра».
Дни минувшего будущего: 17 февраля
17-го февраля 2040-го года в Сиэтле родился актёр Джон Крамер, недооценённый при жизни, но ставший образцом «элегантной сдержанности» после своего преждевременного ухода (умер в 2080-м). Постоянно снимаясь в «потоковых» фильмах преимущественно на втором плане, Крамер не получал никаких наград и даже не считался известным артистом. Но в 2082-м году внимание к его работам было привлечено кинокритиком Филипом Максвеллом, в качестве главной заслуги покойного актёра отметившим умение «ни в коей мере не поддаваться царящему на экране сюжетному вихрю, неизменно оставаясь выше любого положения дел». Последовавшая вскоре ретроспектива фильмов Крамера вывела его скромную фигуру из-за кулис на авансцену: как профессионалы, так и зрители пусть запоздало, но оценили любимую им манеру игры, найдя её «своеобразной, но незабываемой». Довольно быстро появились и последователи, перенявшие основные принципы стиля; имя Джона Крамера получила стипендия, выдаваемая лучшим молодым исполнителям его родного города.
Дни минувшего будущего: 18 февраля
18-го февраля 2041-го года компания «Swing Fire Engineering» провела в Берлине презентацию своей прорывной технологической разработки – цепочки звуковых каналов, получивших общее название «Swing Around» и произведших революцию в сфере экстраобъёмного / сверхотражающего звука. Эпоха многолетнего царствования «Dolby» подошла к концу: в течение года тесты представленной системы прошли по всему миру, в конце 2042-го на экраны вышли первые фильмы, оснащённые новой звуковой дорожкой, к 2046-му контракты со «Swing Fire Engineering» подписали все крупнейшие голливудские студии. За первое десятилетие существования «Swing Around» число кинотеатров, взявших его на вооружение, превысило 70% по всему миру.
18-го февраля 2044-го года в Мехико родилась сценаристка Амалия Кальдерон, в 2070-е прогремевшая целым рядом работ, посвящённым положению женщин в отторгающем их мире. Сценарии к драмам «Куда вы смотрите?» (2072), «Упавший виноград» (2073), «Выжженная земля стоит дёшево» (2076), «Сбежавшая в город» (2078) были отмечены национальной кинопремией «Ариэль», англоязычная картина «Матильда, мой друг» (2074) принесла Амалии премию «Оскар». Однако творческий пыл Кальдерон вскоре истощился, и её работы последующих лет уже не пользовались тем же успехом. Исключение составили только два фильма 2095-го года: «Забвение» принесло сценаристке приз Каннского фестиваля, «Рецепт моего здоровья» - аналогичную награду Венецианского. Умерла Амалия Кальдерон в 2134-м году.
Дни минувшего будущего: 19 февраля
19-го февраля 2036-го года в Москве открылся первый стозальный мультиплекс «Кинолёт» с пятью «премьерными» залами на тысячу мест каждый. Репертуар кинотеатра состоял как из лент текущего момента, так и широкого перечня фильмов, выходивших в прокат в течение последних трёх лет; семь залов различной вместимости на постоянной основе были отданы классическим картинам.
19-го февраля 2071-го года в журнале «Круги знания» была напечатана статья «Критерии качества» - для широко известного к тому времени критика-искусствоведа Антона Тихонова это была первая публикация, посвящённая вопросам кинематографа. Последующие материалы с анализом истории кинопроцесса и парадоксальными подчас выводами составили Тихонову репутацию уважаемого киноведа, которая с годами была им значительно укреплена. Большим успехом у читателей-киноманов пользовались его книги «Роскошь иметь своё мнение» (2074), «Фильмы, без которых я бы не родился» (2078), «Лекции о том, что и так всем известно» (2085). В 2080-м Тихонов возглавил жюри Московского кинофестиваля, в 2096-м получил почётную премию «Ника».
Дни минувшего будущего: 20 февраля
20-го февраля 2075-го года в Париже состоялась торжественная церемония сотого вручения национальных кинонаград «Сезар». Практически все призы за исполнительское мастерство разошлись среди актёрского ансамбля комедии «Та грандиозная вечеринка, что была прошлой зимой»: в номинациях за главные роли выиграли Ксавье Гарен и Катрин Кокар, за лучшую мужскую роль второго плана отметили Мишеля Лапиза, самыми многообещающими новичками были названы Сара Корне и Андре Фламан. Исключение составила только победившая в номинации «Лучшая женская роль второго плана» 87-летняя Анаис Демустье – легенда французского кино прибавила к своей коллекции восьмого «Сезара» за появление в мелодраме «Наши сердца будут вновь переплавлены». В конце вечера эта лента также была признана лучшим фильмом прошедшего года, а поставивший её Бенуа Тевене забрал награды за режиссуру, сценарий и лучшую дебютную картину. Историческая драма «Дочь казнённой матери» первенствовала в технических категориях: костюмы, декорации, изображение и звук. По одному «Сезару» досталось сказке «Красная шапочка» (сценарная адаптация), детективу «Выходя из дома» (музыка) и боевику «Напролом» (монтаж). Мультфильм года – «Лилия из Бразилии», лучший документальный фильм – «Пламя над Провансом», среди иностранных работ победила «Шрапнель» Ивана Твердовского.
Дни минувшего будущего: 21 февраля
21-го февраля 2057-го года вошло в историю Канады как «День Эллен Пейдж» - таким образом страна отметила 70-летие своей выдающейся соотечественницы, обладательницы шести наград Канадской киноакадемии и приза Каннского кинофестиваля за роль в фильме «Все версии произошедшего» (2038). В рамках праздничных мероприятий состоялись показы лучших картин актрисы, а жители Галифакса, возглавляемые самой именинницей, торжественным маршем прошли по улицам её родного города. Трансляцию вечернего концерта с участием высших государственных чинов и многочисленных звёзд киноэкрана посмотрело более ста миллионов человек.