Максим Марков | Дни минувшего будущего на минувшей неделе (1-7 февраля)
Дни минувшего будущего: 1 февраля
1-го февраля 2042-го года в Сиднее родился Харви Уирвинг, кинематографист-универсал, в разное время проявивший себя как актёр, режиссёр, сценарист, продюсер и композитор. Наиболее известны картины, в которых он выступал во всех своих проявлениях: «Окна океана» (2075), «Жемчужина со дна» (2077), «Сыновья» (2080, премия за режиссуру Берлинского фестиваля), «Красота не умирает» (2083, Гран-При Венецианского фестиваля), «Сердце, брошенное на дороге» (2086, каннская «Золотая пальмовая ветвь»), «Камни» (2088). В 2090-х годах возглавил большой образовательный проект «Австралия XXII», в связи с чем надолго отложил собственные работы. Вернувшись в большое кино, снимал значительно реже прежнего: «Человек на берегу» (2102), «Родина Алекс» (2109, Гран-При Канн), «Великое близко, низменное далеко» (2116). Почётная премия Всеамериканской киноакадемии (2117). Умер в 2118-м году.
Дни минувшего будущего: 2 февраля
2-го февраля 2031-го года был завершён съёмочный период фильма «Сёстры: Тридцать лет спустя», сиквела единственной картины Сергея Бодрова-младшего «Сёстры» (2001). За сценарий и постановку отвечал режиссёр-дебютант Александр Онисимов, главные роли снова исполнили актрисы Оксана Акиньшина и Екатерина Горина: пути их героинь вновь пересеклись спустя десятилетия, но встреча оказалась омрачена трагическим происшествием… Премьера ленты состоялась 10-го мая того же года – спустя ровно тридцать лет после премьеры оригинального фильма Бодрова.
Дни минувшего будущего: 3 февраля
3-го февраля 2039-го года семья актрисы Лионеллы Фиоратто и режиссёра Антонио Лорентино пополнилась сразу тремя девочками, каждая из которых выросла впоследствии в звезду большого экрана. Главными достижениями Амалии Лорентино (умерла в 2109-м году) стали «Оскар» за главную роль в фильме «Эта бесстрашная девушка» (2067) и, много позже, две премии «Давид» за работы в лентах «Голубая ночь» (2092) и «Убийство на красном ковре» (2099). Вирджиния Фиоратто прославилась ролью в долгоиграющем киносериале «Сказки далёких планет» (2060-2075), а за картину «Спасение» (2080) удостоилась приза Каннского кинофестиваля (умерла в 2101-м году). Изабелла Браун (вступив на путь искусства последней, она предпочла взять фамилию супруга, умерла в 2138-м году) в свою очередь была дважды отмечена премиями Европейской и Британской киноакадемий за роли в картинах «Встречаемся в прачечной» (2069) и «До свидания, Клара» (2078), а в 2120-м получила почётную награду Всеамериканской киноакадемии. Сыновья Изабеллы – Давид и Виктор – продолжили творческую династию, став со временем не менее прославленными режиссёрами.
Дни минувшего будущего: 4 февраля
4-го февраля 2070-го года ушёл из жизни продюсер Леопольд Либершмидт (родился в 1995-м году), заложивший основы бума детективного кино 2040-х годов. Уже первый фильм придуманной им франшизы о полицейском следователе Вилли Пеке – «Вилли Пек и Леди в красном плаще» (2038) – пользовался значительным зрительским спросом, заметно увеличивавшимся с каждой новой серией, которые выходили ежегодно. Подлинный кассовый триумф, по тем временам считавшийся невероятным, ждал четвёртую часть сериала – «Вилли Пек и Легенда таинственного острова» (2041): сборы составили более тринадцати миллиардов долларов по текущему международному курсу. Не прекращая выпускать фильмы про столь удачного героя ещё целое десятилетие (в общей сложности о нём вышло пятнадцать картин), Либершмидт на волне интереса к жанру регулярно запускал и не столь масштабные проекты, которые также становились хитами: «Убийство в запертом кабинете» (2039), «Летопись старинного замка» (2042), «Чертовщина поздней ночью» (2045) и пр. Успех ожидал и созданный им интерактивный цикл детективных альманахов «Кто убийца» (2043-2051), в работе над которым принимали, в основном, перспективные молодые авторы. Продолжал работу и после того, как «детективный бум» угас в начале 2050-х, уступив место моде на фильмы ужасов, но в новом для себя жанре Либершмидт не прижился. Тем не менее, из списка его поздних работ стоит выделить драмы «Золотое сердце» (2059), «Новые времена» (2063), «Маленький человек, большие надежды» (2067), снискавшие в первую очередь профессиональное признание. В 2060-м году Леопольд Либершмидт был удостоен почётной премии Всеамериканской киноакадемии, двумя годами позже получил аналогичную награду Каннского кинофестиваля.
Дни минувшего будущего: 5 февраля
5-го февраля 2045-го года был выпущен последний Blu-ray Disc с записанным на нём кинофильмом. Технология, морально устаревшая уже к середине 2020-х годов, продержалась пару лишних десятилетий благодаря долгое время не ослабевавшим продажам в странах третьего мира, а также активной поддержке киноманского сообщества, ратовавшего за сохранение формата в силу ностальгических чувств – что, в частности, нашло отражение в многочисленных «коллекционных сериях», вышедших на дисках в финальную пятилетку. Этим обстоятельством объясняется и выбор замыкающей ленты: чести завершить сорокалетнее шествие Blu-ray по планете был удостоен «Последний киногерой», пародийный боевик 1993-го года, обретший новых поклонников благодаря неожиданному сиквелу с участием 95-летнего Арнольда Шварценеггера.
Дни минувшего будущего: 6 февраля
6-го февраля 2028-го года режиссёр Андрей Звягинцев, принимая поздравления с очередным днём рождения, объявил о запланированных съёмках продолжения своего нашумевшего фильма «Левиафан» (2014). Николай (сыграть которого был вновь приглашён актёр Алексей Серебряков) выходит на свободу, полностью отсидев отмерянный судом 15-летний срок; вскоре он утверждается в мысли, что в стране за это время мало что изменилось. Только вот Вадим Сергеевич Шелевят давно уже не мэр Прибрежного, а губернатор огромного и полностью подвластного ему края… Премьера картины «Абаддон» состоялась в 2029-м году в рамках конкурсной программы Каннского кинофестиваля (приз ФИПРЕССИ, награда экуменического жюри). Фильм попал в номинации Европейской, Британской, Американской, Французской и Итальянской киноакадемий; на родине был выдвинут на соискание премии «Ника» в десяти категориях, не забрав в результате ни единой награды.
Дни минувшего будущего: 7 февраля
7-го февраля 2036-го года торжественная церемония открытия Берлинского кинофестиваля была омрачена скандальным происшествием, едва не ставшим трагическим. Представители съёмочной группы отобранного в конкурсную программу сенегальского фильма «Жить по совести, умереть с честью» во главе с режиссёром Абду Бони захватили в заложники более двух тысяч гостей вечера – профессионалов индустрии, кинозвёзд, приглашённых общественных деятелей и политиков. Угрожая пронесённым в фестивальный дворец оружием, перекрыв все входы в партер и на балконы, они захватили сцену и пообещали расстрелять всех собравшихся, если Европа в течение суток не примет радикальных решений, способных остановить политический и экономический кризис, охвативший весь африканский континент. По счастью, новоиспечённые террористы не учли, что в зале - помимо обезвреженных ими охранников - находились также агенты в штатском, которые, скоординировав свои действия, в следующие пять минут бескровно разрешили взрывоопасную ситуацию. Не прошло и двух часов (всё это время не прекращалась трансляция из зала в прямом эфире), как церемония возобновилась - и фестиваль объявили открытым. Показ картины «Жить по совести, умереть с честью» состоялся согласно заранее спланированному расписанию, но, с учётом произошедшего, фильм всё-таки было решено вывести за рамки конкурса. Проведя в заключении следующие двадцать лет, сенегальские борцы вышли на свободу национальными героями и вскоре вернулись в кинематограф.