Максим Марков | Фестиваль WestWind: рекомендации (Испания, Финляндия, Люксембург и т.д.)
В Санкт-Петербурге прошёл фестиваль европейского кино WestWind, показавший ряд картин, которые в прошлом году соревновались с «Левиафаном» за право попадания в пятёрку (или хотя бы в девятку) претендентов на «Оскар» в иноязычной категории. Американцам они не приглянулись, тем не менее, оценить их всё равно любопытно – и в сравнении, и в связи с тем, что три из нижеупомянутых лент – испанская, финская и швейцарская - были названы тамошними киноакадемиями лучшими фильмами года.
В двух словах о том, что я там увидел – от пятёрки к троечке.
Понятно, что «Молодость» попала сюда за компанию – глупо было бы не воспользоваться начинающимся прокатом. Хотя безусловно выдающаяся картина заметно выбивается из общей концепции фестиваля – и потому, что сильно круче всего остального, и потому, что ещё имеет шансы претендовать на большие награды, в то время как для большинства прочих (прошлогодних) лент призовой сезон уже закончен. Тем не менее, раз уж говорить о WestWind’е, то следует упомянуть и «Молодость» – просто чтобы лишний раз сказать: идите и смотрите.
Замечательная история о путешествии по Испании 60-х годов на встречу с Джоном Ленноном. Лёгкая, ироничная, душевная. Прекрасные актёрские работы, отменная, без нотки фальши режиссура. Фильм, которой достоин того, чтобы его увидеть – жаль, что пропущен российским прокатом.
Немного странная, необычная и порой даже не совсем понятная, но затягивающая картина об одном дне из жизни 14-летнего подростка, начинающемся с ночного кошмара. Герой просыпается, но впечатление от фильма такое, что сон словно бы продолжается – что подчёркивается изысканным ч/б, дымкой и любопытными ракурсами. Выдающийся, мне кажется, образец операторского искусства.
«Никогда не умирай молодым» (Люксембург, реж. Пол Кратчен)
Совершенно нетипичное кино – мне, во всяком случае, такое попалось впервые. Монолог закадрового героя иллюстрирован общими статичными планами – то есть, всё действие самым бесцеремонным образом заменено на рассказ о действии. Задумка крутая – и воплощение достойное, тем более что тема – жизнь на наркотиках, а натуралистический реализм здесь уже весьма утомил.
Интересная задумка: дочь говорит отцу, что убила подругу, отец застывает на подходе к полиции, понимая, что не сможет отдать в лапы закона свою родную кровиночку. Мать в скором времени переживает те же самые чувства. Ну и думают, что им делать.
На эту тему четверть века назад уже снимал Ханеке (найдите мой материал о нём на сайте), но здесь выдержать нерв до конца не удаётся – и к финалу зритель уже в голос смеётся.
«Золотой берег» (Дания – Швеция – Гана, реж. Даниель Денсик)
В 1836-м году некто Вульф прибывает в Датскую Гвинею, дабы обустроить там кофейную плантацию. Поначалу он признаёт негров рабами и собственностью Дании, но затем вдруг выказывает беспокойство, что ими по-прежнему торгуют – далёкая Отчизна, оказывается, первой подписала некогда соглашение о запрете подобной торговли.
Вступительный час – задумчивый привет Терренсу Малику, затем вдруг начинаешь ждать появления местного полковника Курца; ожидания оправдываются не вполне, но попытка усыпить зрителя вышла небезынтересной.
«Черногория: дети с улицы Маркса и Энгельса» (Словения – Черногория, реж. Никола Вукчевич)
Наверчено-накручено: парень решает отомстить за смерть отца одному гаду, да мать вовремя сдаёт сына полиции – тем самым ненароком разрушив две другие молодые жизни. Через пятнадцать лет наступает пора вновь повторить покушение.
Фильм не без идей (две второплановых линии так вовсе замечательны), но поставлен банально – хотя по телевизору у нас его вполне бы посмотрели.
«Круг» (Швейцария, реж. Штефан Хаупт)
«Круг» - это название журнала, у которого в пятидесятые годы было всего-навсего две тысячи подписчиков, зато все – сплошь голубые. Сплотив вокруг себя местных и европейских гомосексуалов (в Швейцарии уже тогда подобные сексуальные взгляды не считались преступлением), редакция вела активную гей-пропаганду, пока в округе не начались подозрительные убийства. Магистральная линия посвящена двум любовникам, в 2003-м году успешно зарегистрировавшим свой брак, уже будучи пенсионерами.
Как вы понимаете, подробнее всего хочется пересказать те фильмы, которые смотреть вы точно не будете (потому как вряд ли оно того стоит).
Во время спасательной операции на море мужики находят катер с убитой бабой и наркотиками на добрый миллион. Положительный парень, конечно, хочет всё отнести в полицию, да другие отговаривают: брось, мол, сами выкурим (в смысле, продадим и заработаем). Он, понятное дело, соглашается: деньги нужны на спасение семейной рыбоперерабатывающей фабрики. И, ясен пень, ничего хорошего из этой затеи не выходит.
Зачем было пять телевизионных серий склеивать в один двухчасовой фильм – вопрос риторический; наверное, продюсеры тоже хотели спасти какой-то близкий их сердцу бизнес. И уж не знаю, каким там был сериал, но кино получилось малоубедительным.
Особо упомяну параллельную программу фестиваля, которая проходила не в соседнем зале, а в онлайн-кинозале ivi.ru. Здесь собрали фильмы, уже хорошо знакомые киноманам, но тем не менее пропущенные многими зрителями, увлечёнными преимущественно голливудским кино. Между тем подборка отменная – и некоторые из названий также пошли «проверку» оскаровскими номинациями.
Отмечу в первую очередь такие ленты как «Два дня, одна ночь» (социальная драма братьев Дарденнов с Марион Котийяр), «О лошадях и людях» (отменная комедия, в некоторой степени «чёрная»), «Охота» (драма Томаса Винтерберга с Мадсом Миккельсеном про общество, повёрнутое на педофилах), «Пина. Танец страсти» (балет-балет от Вима Вендерса). Сам я в ближайшее время собираюсь посмотреть «Королевский роман» - благодаря которому (фильм тоже попал в прицел Американской киноакадемии) свой золотой билет в мир блокбастеров вытащила Алисия Викандер.
Если кто вдруг эти (и другие) картины пока не видел – обязательно следует заполнить пробелы, тем более что онлайн-показы не ограничены сроками оффлайн-фестиваля.