Максим Марков | На берегу Японского моря: американцы
На сей раз обойдусь, пожалуй, без лирического вступления: день так хорош, что глупо тратить его на лишние строчки. Поэтому с ходу расскажу об американских картинах, представленных в конкурсе «Меридианов Тихого»: их, как и российских, две, причём одна также сделана на стыке документального и игрового.
В центре повествования - бедная испаноязычная семья, проживающая в Квинсе в уютном домике почти на берегу Атлантики (меня в таких случаях всегда впечатляет их понятия о нищете). 13-летнему Рики роком уготовлен путь аутиста: он ссыт, простите, в закрытый унитаз, но при этом жалуется на учителей, что те глупые. Хотя хорошо рисует, может наладить интернет и кормит, что важно, рыбок (которые без него сразу подохнут). Его несчастная мать – домработница у богатого белого, зажравшегося настолько, что вынужденного перейти на десятидневную очистку соком. Отец – где-то на заработках, сестра – старшеклассница, у которой появляются уже свои приоритеты. Однажды ей надоело отводить брата домой за ручку – и тот, предоставленный на время самому себе, разумеется, тут же сбежал. Завернув в метро – и не сумев оттуда выбраться.
Странность, правда, в том, что вагоны почти всегда полупустые – непривычно после неизменной московской толчеи, но с другой стороны – что бы мы увидели в донельзя забитом поезде?.. А так автору удаётся ловить порой даже секундные детали: например, кто-то, стоящий рядом с Рики, держится за поручень не голой рукой, а через тряпочку. Всего лишь момент – но любопытный (или я неверно его истолковал?..)
Из прочих «красивостей» - пролетающий в ночном небе самолёт, направляющийся к полумесяцу… Из сопутствующих «приколов»: звучащую в метро критику Блумберга субтитрами решили не переводить – мало ли.
Ну, в общем и всё. Из метро парня выталкивает на улицу лишь то, что на город надвигается ураган и метро, стало быть, приостанавливает работу. Семья за время его отсутствия (а это несколько дней) ещё сильнее поняла, как много он значит в их жизни. Ну и пусть что аутист, зато всё же родной, свой.
Грубо говоря, она с ними спит – но исключительно ради пользы дела. Перед «сессией» она просит их подписать договор о конфиденциальности, пройти экспресс-тест и оплатить её услуги. После этого либо сразу расправляет постель, либо – в зависимости от ситуации – заводит либо разговор по душам, либо танцы. По итогам общения она делает выводы, которые и сообщает коллеге-доктору, подкидывающему ей эти любопытные задания, проходящие в их беседах как «профессиональная близость».
Короче, это как в фильме «Суррогат», только инвалиды тут не физические, а эмоционально надломленные – да такой порой степени, что один бородач даже майку с себя снять не может (всего героиня ведёт трёх клиентов одновременно). Другое различие – лишающее картину потенциальных номинаций на «Оскар» - несмотря на тему, здесь минимум откровенных сцен; это тебе не Хелен Хант, решительно стягивающая трусы ради медицины и искусства.
Любопытное, в общем, кино о широте возможностей профессионального роста. Как писал в своё время Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус!»
Что также необходимо отметить, что исполнительницы главных ролей именно в этих американских лентах – вроде как единственные претендентки на звание лучшей актрисы данного фестиваля. Что Андреа Суарес Пас в первом случае, что Брук Блум во втором. Есть ещё, правда, женщина из Индии и девочка из России, но основная «борьба», думаю, развернётся всё же именно между этими двумя – что подчёркивает в первую очередь то, что уровень актёрского мастерства в США очень высок, раз уж даже в «независимом кино» имеются такие отличные кадры. А победит, скорее всего, несчастная мать, потому что несчастье – это как раз то, что делает роль особенно выразительной.