Максим Марков | На берегу Японского моря: наши

17.09.2014 19:25

Не знаю уж, насколько вы порадуетесь за меня, узнав, что я вновь купался в Японском море, да не абы как, а беспроглядной ночью, и только звёзды с небес смотрели, как я плескаюсь дельфинчиком, и взывали ко мне, стоило вынырнуть мне на секунду из толщи воды: «А кино кто смотреть будет?!.» (бульк) «А пресс-конференции освещать?» (бульк-бульк) «А творческие встречи?!.» (бульк-бульк-бульк) «А писать кто обо всём об этом будет?!!?!»
Действительно, подумал я, вылезая на холодный берег, надо бы и посмотреть, надо бы и написать. А то фестиваль короткий – глядишь, успеет закончиться, а у меня ещё ничего путного и не сказано. А потому ускорюсь.

«Две женщины» Веры Глаголевой – второй фильм, открывавший «Меридианы Тихого». Также он недавно открывал фестиваль в Казани и закрывал фестиваль в Выборге (или наоборот) – ну, это я к тому, что экранизация пьесы Тургенева ещё долго может что угодно открывать-закрывать, так как это идеальный фильм для подобного рода мероприятий: вежливо, прилично, не может не понравится. Классика – против неё не попрёшь.

Впрочем, Глаголева говорит, что фильм уже что-то даже получил и в конкурсных программах – то ли в Смоленске, то ли в Благовещенске, а то даже и там, и там. Но то российские конкурсы, а Владивосток – международный. Стало быть – никакого соревнования, иначе это подпортит картине карму, и её не позовут то ли в Рим, то ли в Берлин – режиссёр интригует, намекая, что некое сладкое предложение уже, считай, лежит у неё в кармане. Что ж, подождём, посмотрим. Мало ли, а вдруг правда.

Что насчёт фильма… Знаете ли вы «Месяц в деревне», читали ли, видели ли на театральной сцене?.. Если нет, то суть в следующем: в далёком 19-м веке Иван Сергеевич Тургенев лихо писал для образованного читателя то, что впоследствии назовут «бразильской мелодрамой». Или индийской, или мексиканской, не суть – на родине автора сей рецепт давно и безвозвратно утерян. Мы выросли из него и приобщились к цивилизованному миру. А страны третьего эшелона – ничего, до сих пользуются и преуспевают в этом. Вот и Вера Глаголева решила хоть отчасти, но вернуться к истокам. Врождённая интеллигентность не позволила ей зайти в этом излишне далеко, но в зале всё же смеются: значит, хоть отчасти, но она угадала и нерв пьесы нащупала.

Итак, если вкратце: жена не любит надоевшего мужа, а любит молодого учителя своего сына, не замечая, что её любит друг семьи, но подозревая, что учитель крутит шашни с её воспитанницей, на которую также запал один старый хрыч. Пока все они то молча, то слишком бурно страдают, доктор между тем ничего не скрывает от иностранной мадмуазель: мол, я не обаятелен, но и вы чертовски не обаятельны, чего зря время терять, надо нам, горемыкам, жениться. Она обещает подумать, а пока все идут пить чай с ватрушками. После которого друг семьи и тот самый учитель решительным образом рвут все связывающие их с этим домом нити и уезжают – один, наверное, обратно в Париж, другой, скорее всего, куда-нибудь на выселки. Две бабы, молодая и постарше, остаются страдать, судьба мамзели отчего-то осталась мне непонятна.

Это, разумеется, довольно вольный пересказ великого классического произведения, но с другой стороны – что написано, то написано. Тургенев, конечно, притворяется иногда Чеховым (на тот момент ещё не родившимся), или это Чехов потом слегка приворовывал у старшего собрата, или – что вероятнее всего – это уже нынешние интерпретаторы приделывают фразам Ивана Сергеевича интонации Антона Павловича… Но в любом случае – при всей этой витиеватости рассказа («Мы с вами разговариваем, словно кружева плетём», - не случайно сказано, специально для учебника по литературе), основа истории очевидно водевильная. «Да разве скуку можно скрыть? – зевает поначалу Ракитин. - Всё другое можно, но скуку нет». И вот как раз чтобы покончить с этой скукой, присущей бездельникам-дворянам и пр., Тургенев и заплетает такой адовый клубок, что мама не горюй, как сказали бы нынче.

Глаголева, ясное дело, всё же пытается прикрыться «фиговым листком» из живописнейших кадров и проникновеннейшей музыки, не забывая рукой героини открыть позабытую на столе книгу Шопенгауэра (с цитатой «Всякое заблуждение носит в себе яд»)… Но не уйти же от сюжета, не переписывать же его!.. А потому приходится честно признавать: «Две женщины» лишь из вежливости к сединам старушек-учительниц притворяются высокой мелодрамой, в то время как подавать фильм надо в первую очередь как комедию человеческих судеб. Так будет и вернее, да и для пиара полезнее.

И вы не поверите, как засияет картина, если с самого начала её смотреть именно как повод от души посмеяться!.. Хотя всё же признаюсь, она хороша и без этого предварительного знания. Так что если вы следите за тем, как плывёт корабль российского кинематографа по безбрежным водам мирового экрана, то от этого фильма вам не отвертеться: будет странно, если по итогам года его не станут все подряд включать хотя бы в пятёрки номинантов на всякие там премии.

Не знаю уж, имеет ли смысл вам рассказывать про «Кровь» Алины Рудницкой - начиная с прошлого декабря, когда она победила на «Артдокфесте», картина была показана на фестивалях уже столько раз и получила столько наград, что все ценители прекрасного наверняка её уже посмотрели. Или по меньшей мере о ней сто раз уже слышали.

Хотя я вот успешно её до нынешних дней избегал по одной-простой причине: до жути боюсь как вида крови, так и любого о ней упоминания. Так что меня передёргивало уже от одного названия этого фильма. Но тут всё-таки убегать оказалось некуда: документальный фильм включён в основную конкурсную программу, а это же не просто так делается. Пришлось посмотреть. Одним глазком, то и дело отворачиваясь… Ну, в общем, всё оказалось приблизительно так, как я и ожидал.

Суть ленты в том, что по российским непроходимым дорогам ездит передвижная станция переливания крови – собирая её у тех, кто готов сдать. А готовы сдать многие: за кровь платят. Немного, но всё же. «А что цены на кровь не растут?» - начинает было торговаться одна «продавщица». Её мягко просят переадресовать этот вопрос правительству.

Если сравнить этот фильм с песней, то куплетами тут будут беспрерывные разговоры во время самого процесса – про ипотеку, о мужиках, а между делом: «Поработайте кулачком!..» Припевами же будут постоянные обмороки сдающих (обычное дело) и признания получивших: «Если бы мне не перелили кровь, я бы умерла». Короче, у донора в голове должно быть чёткое понимание того, что он делает это для людей.

Музыкальными же проигрышами являются часы отдыха для этих врачей: то посиделки с мужиками, то дискотека. В первом случае следует выделить многозначительный тост: «Чтобы у вас кровища рекой текла!», во втором – финальные залихватские танцы под «Москоу, Москоу…» Ну а что, они, что ли, не люди?..

Ч/б, беспрестанное, но отстранённое преследование героев, а главное – тема, которая сама по себе дорогого стоит, особенно в нашей стране, где порой только оставшись без крови можно получить себе говядину на ужин. Смущает разве что саундтрек (ещё есть «Луна, Луна, цветы, цветы…»), но и его оправдать как-то можно. Но вернусь ли я когда-нибудь к этому фильму? Нет, разумеется.

Что будет делать с ним жюри – разговор отдельный. На фоне более чем посредственного конкурса (который я ещё постараюсь доописать) российские делегаты выделяются как белые вороны, которых следует либо не заметить, либо дать им все главные призы. Но «Кровь» хотя бы отчасти соприкасается с другими работами по своей форме – по сути это роад-муви, любимый фестивальный жанр, тут таких несколько. А вот «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского – это вообще то, что не имеет в здешнем конкурсе ни единого аналога. И это скорее плохо, нежели хорошо: выпадение из контекста – свидетельство недоработки отборщика фестиваля. Потому что если «выпадает» плохой фильм – это одно, а если хороший – совсем же другое! Можно хоть сразу выписать ему Гран-При, но вопрос – а с кем же он соревновался? – в любом случае повиснет в воздухе.

Кстати, молодой автор, названный лучшим дебютантом на «Кинотавре», тоже из документалистов. Что облегчает ему особую манеру съёмки, максимально приближенную к реальности, и даёт право на некоторую провокацию, пугающую своей естественностью. И вот по поводу этого фильма я точно сейчас промолчу, так как он скоро выходит в неожиданно широкий прокат – и вы всё равно все дружно на него пойдёте (или прокатчики, подарившие Твердовскому свой приз в том же Сочи, слишком оптимистично расценивают нынешнего зрителя). Коротко скажу лишь, что сюжет – про детей-инвалидов, полюбивших друг друга, а потом столкнувшихся с предательством. Не сравнил картину с «Чучелом» только самый ленивый, и надо признать, что в целом работа эта очень даже достойная.

Но поклонником её я не являюсь, так как считаю, что режиссёр допустил корневую ошибку, обсуждать которую имеет смысл только с теми, кто ленту уже посмотрел, так как она лежит в области совсем уж недопустимых спойлеров. Вот это авторское колебание – любит он своих героев или ненавидит? – не позволило сохраниться во мне послевкусию: уж три месяца прошло, как я этот фильм видел, и с каждым днём растёт осознание того, что я видеть его более никогда не захочу.

2118

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×