Максим Марков | «Меридианы Тихого»: путешествие на край света (часть 5)
После того как решился вопрос с количеством выделяемых на прессу билетов, каких-либо «претензий» к фестивалю не осталось совершенно: всё складывается так, что это едва ли не самый толковый, похоже, по организации фестиваль, на котором мне до сих пор привелось побывать. Я уж умолчу про номера, в которых нас поселили (я бы остался в таком попросту жить), но отмечу и саму программу, и толковый подход с волонтёрами, у которых всегда можно получить ту или иную справку, и в особенности – сувенирную лавочку, полную наклеек, магнитиков, закладок, футболок и сумок с логотипами фестиваля. Вот если у нас где такое?.. Ну, сумки, блокнотики и, быть может, ещё ручки – да, это почти везде, но магнитики!.. Такое мне попалось впервые (потратил из своих на это добро триста рублей).
Однако вернёмся к конкурсу. Герой «Отлива» (США - Бельгия – Италия, реж. Роберто Минервини) – 12-летний мальчуган, полностью предоставленный самому себе. В эти летние дни он ловит и ласкает змею, покупает пакет льда, катается на велосипеде, готовит еду, собирает с соседом жестяные банки, принимает ванну, ловит рыбу, стреляет в лесу из пистолета, пускает камешки в речку и дротики в стену, собирает дождевую воду в кувшин с рыбкой, прыгает на матрасе, запускает рыбок в надувной бассейн, смотрит, как убивают быка – в общем, живёт обычной среднестатистической жизнью техасского подростка, мать которого спит голышом под хард-рок, пьёт пиво и балуется с мужиками, иногда ходит на работу в больницу (где сын ей в меру своих сил помогает) или на концерт в ночной клуб (где взятого с собой сына благополучно забывает), а то устраивает вечеринку у себя дома (где взрослые безобразно, но и безрезультатно пытаются напоить мальчика). Множество мимолётных и казалось бы случайных эпизодов органично складываются в мозаику подросткового одиночества, чтобы постепенно прийти к закономерной кульминации, которая не наступает так долго, что её даже перестаёшь уже ждать – а потом бац!.. Впрочем, не пугайтесь, ничего страшного, случившееся только приближает благополучный финал, в котором мать, наконец, обращает внимание на сына, они вместе сидят на берегу, жизнь продолжается.
По художественному решению фильм идеально вписывается в предложенную фестивалем концепцию минимализма и отстранённого созерцания бытия: камера вновь то и дело преследует хрупкую спину юного героя, в кадре не происходит ничего принципиально важного, но каждый шаг работает на общую атмосферу, а абсолютная естественность главного актёра заставляет попросту забыть, что ты смотришь игровое кино. Я бы с радостью дал этому пареньку спецприз с формулировкой «За чистоту», надеюсь, что и жюри его тоже отметит.
Но вообще любопытно, как в эту вот фестивальную концепцию впишутся наши российские «многослойные» картины, из которых вчера уже показали «Майора» (описание которого отменяется в связи с тем, что фильм уже месяц как вышел в прокат – и вы сами обязаны были его уже посмотреть). Что общего наш «Майор» имеет с этим техасским мальчиком, с этой корейской влюблённой парой? Или с тем чилийским мужиком из «Собачьей плоти»?.. Что общего имеет нацеленный на жанр Юрий Быков с авторами, создающими лирические пастели? Тут куда лучше подошла бы, на мой взгляд, например, «Жажда»...