Максим Марков | «Меридианы Тихого»: путешествие на край света (часть 2)
Главным событием первого дня фестиваля «Меридианы Тихого» стало общение с Изабель Юппер - пусть и не личное, но всё равно очень близкое. Сперва актриса провела пресс-конференцию для местных журналистов (московские появились на ней в считанном количестве), а затем вышла к людям, собравшимся посмотреть новый фильм с её участием – «Тип Топ» (москвичей эта затея также не привлекла).
Откровениями актриса не поразила – ну да и что ждать от такого формата встреч, когда вопросы задают, еще фильма не видев. Авансом (анонсом) Юппер рассказала, что её больше всего заинтересовала в проекте личность режиссёра Сержа Бозона, слегка сумасшедшего, но очень интересного человека; сценарий же был интригующим и удивительным. Получившаяся же картина, по её словам, очень смешна, современна и дает абсолютно адекватное представление о сегодняшней Франции. На вопрос же о том, чего это она отказалась сниматься у Ханеке в первых «Забавных играх», Юппер ответила, что сценарий её напугал – уж больно натуралистический подход, уж больно жестокий. Но жалеть ни о чём ей не приходится: Ханеке отказу не обиделся – и вместе они ещё не раз с большим удовлетворением поработали. Кроме того несколько фраз актриса произнесла на ломанном русском (на открытии вечером повторив сей подвиг), подтвердив, что любит русскую литература, а «Летят журавли» вообще её в своё время впрямую подтолкнули к выбору профессии.
Сам фильм открытия журналистам, впрочем, не показали – и это, кстати, отдельная интересная история. Дело в том, что здесь «фильмы открытия» (их два, второй – «Риддик») – не то, что в Москве или в ином городе европейской части России. Здесь фильмы – отдельно, а церемония открытия – отдельно, вообще в другом месте и по времени совпадает с обоими сеансами (включая дорогу). То есть – либо туда, либо сюда, но никак не успеть и на то, и на другое. Я, конечно, сказал на это, что собираюсь в таком случае остаться на фильм – чего приехал-то тогда? Этому искренне удивились: мол, как же так, церемония же важнее… А что церемония – не видел я их, что ли?.. Единственный плюс – повезут на катерах; час бесплатного катания с обзором видов. Но я все равно не соблазнился.
И лишь потом пришлось всё же передумать: «Тип Топ» здесь всё же ещё раз в последний день фестиваля покажут – а когда ещё на катерах покатают? Тем более что и местную прессу - к которой я сперва хотел присоединиться – везут тоже вместо фильма, притом сами местные уже паникуют: мол, всех автобус не вместит… Таким образом фестиваль буквально вынудил меня не писать рецензию на фильм, его открывавший. Ну и ладно, меньше забот.
Однако дальше – больше. Оказывается, и в последующие дни здесь прессе положено смотреть всего ДВА фильма в день (это при их-то обширнейшей программе!). ВСЕГО ДВА. За день. Я удивляюсь, а мне говорят: а так всегда... Чего везли, снова спрашивается? Не, ну ладно – по городу в оставшееся время с удовольствием погуляю. Если фестивалю удобнее так – то и мне тем более.
Учитывая всё вышеобозначенное, продолжу делиться впечатлениями, полученными в самолёте – тем более что на данный момент они имеют к кино куда большее отношение. Вы, наверное, часто летаете и не удивляетесь уже, но я вот летаю редко – и с таким кино столкнулся, честно, впервые: на экранчиках у каждого кресла демонстрировали отлёт и прилёт в режиме реального времени! Ощущения – сильнейшие. Камера, судя по всему, ведет трансляцию с самого носа – и момент отрыва и момент приземления показывает очень чётко. На меня, на человека, который ранее всегда это видел исключительно сбоку, с пассажирского сидения, увиденное произвело неизгладимое, повторюсь, впечатление.
Однако нельзя сказать, что я в итоге остался недоволен. Фильм-то и правда никуда не убежит, а вот поездка на катере (или яхте?) запомнится надолго (мы с Майклом Мэдсеном поднялись на самую верхушку и мило провели час в шаге друг от друга). Мосты здесь и правда шикарные. Обалденные просто мосты. Да.
Собственно же церемония открытия происходила в университетском городке на острове Русский. Я при этом названии всегда вспоминаю Гришковца с «Как я съел собаку» и рассказом о его морской службе – как раз на этом Русском. Если помните, описывал он это место жутко. Но теперь тут жизнь, знаете ли. И очень красиво. Шикарные здания. Общий вид. Одним словом – круто. Интересно, бывал ли здесь уже снова Гришковец?.. Надо бы позвать. И он напишет тогда продолжение, съест, так сказать, «собаку» вторично.
Чтобы никого не обидеть, о творившемся на сцене… ммм… мероприятии я лучше умолчу. Хотя технически всё было оснащено на очень хорошем уровне, три экрана. Пародировали «Матрицу» и «Миссия невыполнима», шутили с мелодиями (Галыгин выходил под «Бригаду», Шакуров – под Джеймса Бонда), зал стоя приветствовал Аду Роговцеву… Ну и что ещё сказать хорошего о вечере, где Семён Стругачёв пел громкую песню про Любку Фигельман? Представляю старательно вежливое лицо Изабель Юппер в эти горестные минуты… А Мэдсен, наверное, хоть понял, кому он в этих краях безбожно проигрывает: когда мы ещё садились на катера, он с явным удивлением наблюдал, как окружающий всех народ фотографируется с «нашими народными», решительным образом игнорируя и не замечая его. Теперь-то вот знает.