Максим Марков | Как Эйзенштейн чуть было не снял рекламу «Нестле» - и другие занимательные факты

23.01.2013 09:03

Всё прогрессивное человечество отмечает 115-летией Сергея Михайловича Эйзенштейна. Дабы не отстать – приведу дюжину занимательных эпизодов из жизни гения.


По словам Наума Клеймана, работая над финалом «Ивана Грозного», Эйзенштейн придумал декорации, сходные не с реальным Успенским собором, а с утробой матери. И попросил художника лишить декорацию прямых углов – оставив только полукруги. Оператору Москвину было дано задание осветить сцену, как утробу, а Прокофьеву следовало написать «музыку родов». И всё для того, чтобы психологическое воздействие эпизода на зрителя было сходно с родовой травмой – самой сильной травмой в жизни, которую, однако, мы забываем, сохраняя ее только в глубоком подсознании.

Михаил Ромм говорил: «Самые опасные для искусства люди - это «специалисты». Когда вышел «Потемкин», мир был потрясен новаторством Эйзенштейна и величием нашей революции, и только матросы «Потемкина» никак не хотели признать картину. Знатоки морской службы, они заметили, что койки не так подвешены и бескозырки актеры носят не так, и из этого заключили, что все в фильме неправда, все ложь! Они требовали наказать режиссера. Если бы они могли, то разорвали бы и сожгли дотла фильм, который помог им войти в бессмертие».


Эдуард Тиссэ вспоминал, как проходила съемка Потемкинской лестницы: «Опасная съемка быстрого движения на одесской лестнице была произведена при помощи вагонетки, в которой находились режиссер и оператор с аппаратом и помощниками. Вагонетка катилась вниз по специально проложенным деревянным рельсам. При медленном движении, к ней прикреплялась веревка, которая постепенно сверху опускалась. Для достижения эффекта быстрого бега приходилось пользоваться другим способом. Быстрое опускание веревки было невозможно – руки рабочих горели. Тогда веревку отвязывали, помощники держали режиссера, оператора и аппарат, и вагонетка неслась стремительно вниз. В конце лестницы аппарат бросался в толпу сотрудников, которые должны были его ловить, а затем таким же образом бросались и сами съемщики».

Кстати, Эйзенштейн появился в «Броненосце» и как актер: в одном кадре в роли попа с крестом.

Когда Эйзенштейн был за границей, от швейцарской фирмы «Нестле» ему поступило предложение снять рекламу - фильм о том, как дети Африки, Индии, Японии, Австралии, Гренландии и т.д. пьют сгущенное молоко «Нестле». Съемки предполагались собственно во всех перечисленных местах – но несмотря на весь соблазн предложения, Эйзенштейн отказался.

Виктор Шкловский писал о таком случае: «В одной из поездок на такси Сергей Михайлович имел необыкновенное и несколько инсценировочное приключение: такси с ним чуть не наехало на престарелую королеву Голландии Вильгельмину, которая, не причиняя никому явного вреда, ходила по улицам Гааги».

Студия «Парамаунт» предлагала Эйзенштейну поставить фильмы «Гранд-отель» и «Жизнь Золя», которые впоследствии получили «Оскар» как лучшие картины года.


Задолго до этого, узнав, что среди студийцев Пролеткульта один оказался портным по профессии, Эйзенштейн немедленно стал брать у него уроки кройки и шитья. Он утверждал, что это совершенно необходимо знать не только художнику, но и каждому режиссеру: «Теперь мне легче будет разговаривать в пошивочных мастерских и добиваться нужной линии в покрое театрального костюма. Объяснить мне будет легче, да и за нос меня теперь никто не проведет!» Это и правда дало результат: только для съемок последней сцены «Ивана Грозного» восемь раз перешивали шубу царя, пока не добились нужной линии. «Медвежья шуба, - говорил Эйзенштейн, - должна «сесть» на плечо, а не просто облачать человека, как чужая».

Юному Станиславу Ростоцкому Эйзенштейн посоветовал: «Вы должны прочесть двадцать томов «Ругон-Маккаров» Золя в издании «ЗиФ» с предисловиями и примечаниями Эйхенгольца. Причем прочитать и предисловия и примечания. Начать читать с романа «Творчество», а потом читать по порядку, составляя родословное древо фамилии Ругон-Маккаров.»

Тот же Ростоцкий вспоминал, что «Эйзенштейн извлекал шутку решительно из всего, и, например, Гегель стоял у него на полке вверх ногами, иллюстрируя тем самым мысль, что Маркс поставил его с головы на ноги».

И снова Ростоцкий: «Однажды Эйзенштейн сказал мне:
- Ты никогда не задумывался над тем, почему, когда двадцать два взрослых балбеса гоняют ногами мячик, пытаясь забить его в те или иные ворота, сто тысяч сидящих на трибунах порой как один ревут, порой как один свистят и все дружно кричат: «Судью на мыло»? Ведь если бы мы обладали такой же силой и таким же умением воздействовать на людей, представляешь, какими могучими бы мы были с нашим искусством. В этом (футболе) надо разобраться, и это надо понять...».

Павел Кадочников рассказывал об «Иване Грозном»:
«Когда снималась сцена убийства Владимира Андреевича, пропал крест, который был надет на мне. На общих планах, тайно от Сергея Михайловича, решили надеть на меня другой, поменьше - авось не заметит. Опасаясь гнева Эйзенштейна, я решил прикрывать крест левой рукой. Эйзен смотрит в глазок камеры и кричит:
- Принц, как у тебя ручка левая будет?
Я отвожу левую руку и прикрываю крест правой.
- А правая?
Проделываю обратную манипуляцию.
- Ты что, не можешь обе руки сразу отвести?
Конечно, он заметил. Крест так и не нашли, и Эйзенштейн отменил съемку. Он сказал мне:
- Нельзя снимать. Если раз пойдешь на компромисс, потом не выберешься. Это только кажется, что ты на дальнем плане — в кино все на крупном. И никогда не говори «Снимем как-нибудь»...».

3061

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×