Максим Марков | «Сказка о царе Салтане»: новый русский блокбастер
6 декабря исполняется 85 лет режиссеру Владимиру Наумову. В преддверии юбилея в московской Библиотеке киноискусства им. С.М.Эйзенштейна началась ретроспектива фильмов Владимира Наумова и Наталии Белохвостиковой, в связи с чем знаменитая супружеская пара провела на прошлой неделе творческий вечер. В ходе которого наш прославленный режиссер поведал подробности относительно своего нового фильма «Сказка о царе Салтане».
Причина, по которой нынешний юбиляр взялся за всем известную историю, уже экранизированную как в игровом кино, так и в мультипликации, проста: наш язык испорчен, испоганен, затоптан. Но жив еще в людской памяти человек, который во многом «сделал» этот язык, помог его становлению – Пушкин, наше всё, наше достояние. И вот напомнить о красоте его слога и призван будущий фильм, работа над которым уже активно ведется.
Наумов разумно не отрицает современные компьютерные технологии: «Там превращения есть – как их сделать?! Гвидон превращается в комара, в муху, в шмеля – до черта там превращений!» И клятвенно обещает, что в картине не будет плохо сделанных кусков. Но при этом уточняет, что у него любой спецэффект будет подвластен в первую очередь Смыслу. В качестве примера приводит знакомый нам по голливудским экшенам кадр с гигантской волной, сшибающей всё на своем пути. В «Сказке о царе Салтане» подобный кадр тоже будет: чудовищная волна с акулами внутри поднимется, сломает замок – но пишущему на прибрежном песке стихотворение Пушкину ровным счетом ничего от этого не сделается. «Смысл должен быть в этом трюке!» - уверяет нас режиссер.
Лица великого поэта, кстати, мы в этой картине не увидим – он будет присутствовать, но только спиной: «Я не могу, когда гения играет не гений», - объясняет мэтр, перечеркивая таким оригинальным подходом всю вековую традицию биографического фильма.
Занимательный, кстати, момент: рассуждая в микрофон о величии Пушкина и о великолепии своего замысла, режиссер, сидящий перед вдохновленной его речью аудиторией, вдруг отвлекается на телефонный звонок. Ну, бывает – забыл выключить. Что делать? Наумов не парится над такою проблемой – и отвечает. Гости недоуменно переглядываются: похоже, на следующую пару минут про них тут забыли. Закончив свой неотложный разговор, мастер возвращается к Пушкину… Интересно, какова будет его реакция на звонки во время будущего сеанса?
Наталья Белохвостикова о своем участии в проекте особо распространяться не стала. Сказала только, что играет сватью бабу Бабариху и вообще снимается теперь только в тех фильмах, работа в которых доставляет ей радость и удовольствие.
Вот так. Остается, правда, вопрос: для кого всё это? Очевидно, что прокатных перспектив в современном продажном и циничном мире у картины никаких нет – ее покажут, конечно, на фестивале в «Орлёнке», наградят почетным призом на «Лучезарном ангеле», дадут парочку «Золотых орлов» (если Наумов не напишет вновь письмо, что ему как президенту организации неловко участвовать в соревновании). Стоит ли это всё затраченных средств – вопрос, мягко говоря, открытый. Кому-то, конечно, приятно поставить «галочку»: мол, выполнено важное дело, спасен русский язык, дети наши теперь счастливы, а выдающиеся деятели отечественной кинематографии получили свои выслуженные годами гонорары!.. Но давайте не обманывать друг друга и не ждать от будущего фильма каких-то запредельных высот. Учитывая уровень предыдущих работ мастера, художественные перспективы новой экранизации довольно сомнительны. Хотя Пушкину, конечно, уже все равно – он не обеднеет, как бы его не портили, не поганили и не растаптывали.