Максим Марков | Макс фон Сюдов: встреча в Москве
В Москве в кинотеатре «Художественный» открылась ретроспектива Андрея Кончаловского: режиссеру, как вы знаете, недавно исполнилось 75 лет – прекрасный повод вспомнить былое. К тому же совпало так, что на нынешний год приходится еще и полувековой юбилей его творческой деятельности – то есть, праздник-праздник.
Накануне открытия режиссер провел встречу с творческой молодежью. Вместо ответа на вопрос о работе над сценарием «Андрея Рублева» он посоветовал прочесть его книжку, где всё написано подробно, а коротко лишь резюмировал: «В основном я вам скажу: мы просохли, когда написали». Учитывая, что мы имеем на эту тему чуть более подробные его воспоминания, то далее пересказывать содержание встречи не будем, а сосредоточимся на другом, быть может, даже более важном событии.
Дело в том, что вчера представить фильм «Дуэт для солиста» в «Художественный» пришел сам Макс фон Сюдов. Если кто не упал со стула, читая это, коротко поясним: если б кто вздумал составить, ну, двадцатку по-настоящему Главных Актеров ХХ века, Макс фон Сюдов там бы оказался. Просто потому, что играл в фильмах одного из Главных Режиссеров того же периода – у Ингмара Бергмана. «Седьмая печать», «Девичий источник», «Причастие»!.. И давайте я не буду перечислять еще сотню ролей – благо артист, познавший радость общения с Голливудом, где только впоследствии не сыграл (даже в «Москве-2017» появился), но все равно навсегда остался бергмановским артистом.
В «Дуэте для солиста» (1986) у него роль небольшая, можно сказать, второго плана. Но тут «подкузьмил» сам Кончаловский. Дело в том, что в основе сценария лежала пьеса – на двоих человек. Она – скрипачка, он – психоаналитик, их диалог и занимает всё время. Фон Сюдов играл эту роль на Бродвее (спектакль, впрочем, продержался недолго) и, логично, сразу согласился исполнить ее в кино. Только вот для фильма режиссер и собственно автор «развернули» пьесу во времени и в ролях, и получилось так, что всё то, о чем пациентка рассказывала психоаналитику, предстало перед нами наяву – и фон Сюдову осталось всего лишь пять сцен, причем не самых в картине длинных.
Тем не менее это не помешало ему нынче к нам приехать. Фон Сюдову 83, он уже не очень твердо ходит и предпочитает опираться на жену или на сопровождавшего его Кончаловского. Возможно, в связи с этим он запретил снимать его фотографам – предупреждение о запрете любой съемки несколько раз было озвучено со сцены, как и просьба лишить себя удовольствия в автографе (кто-то все-таки не послушался – и было видно, как артисту тяжело далась вежливость). Сидя на сцене за столом (неужто всего лишь в двух шагах от меня?!.), он почти не смотрел в зал – а исследовал глазами пол, вполоборота слушая перевод. И почти ничего не говорил – тут коллегу и друга полностью заменил сам Кончаловский, довольно подробно рассказавший историю кастинга фильма (если честно, не настолько занимательную, как он сам полагает). И тем не менее, буквально на несколько предложений сил у Макса фон Сюдова нашлось – и он ответил на вопросы, ретранслированные ему Андреем Плаховым.
- Я играл в этой же пьесе на Бродвее с Энн Бэнкрофт, и мне очень нравился мой герой. Мне казалось, что это был очень интересный разговор между двумя столь разными людьми. Они не очень, быть может, нравились друг другу поначалу, но после диалога, растянутого во времени, научились понимать и уважать собеседника. К сожалению, постановка не была успешной. Мы получили приличные отзывы критики, но публика не приходила. Я даже запомнил одно предложение из хвалебной рецензии - не помню, кто именно это сказал, но это был важный критик из нью-йоркской газеты. Он написал, что я передвигаю стулья по комнате очень интеллектуальным образом! Не имею понятия, как же я передвигал эти стулья, но очевидно, это было так, как написано!.. Но несмотря на это постановка закрылась спустя месяц.
Прошло время - и я получил предложение сняться в киноверсии этой пьесы. Я подумал, что это великолепная идея и сразу согласился. Помню, что я был абсолютно счастлив, это было чудесное время. Мне нравилось работать с режиссером, которые следовал хорошей бергмановской традиции и всегда знал, что он делает. И я очень ему благодарен за это.
- Я никогда не был занят в русском фильме, но я несколько раз играл русских персонажей. Так, я играл профессора Преображенского в «Собачьем сердце» (итало-немецкий фильм 1975 года – ММ). Но о чем я действительно сожалею, так это о том, что у меня никогда не было возможности сыграть в пьесе Чехова. То есть, был единственный раз - я играл профессора Серебрякова в «Дяде Ване» в постановке на шведском телевидении (1994 год - ММ), но она, к сожалению, оказалась не очень интересной. А вот «Дядя Ваня», поставленный Андреем Кончаловским, чудесен – я видел его не так уж давно в Нью-Йорке (затрудняюсь сказать, имеет ли Макс фон Сюдов в виду фильм или спектакль: Кончаловский поставил и то, и другое – ММ). Также как и «Три сестры» - я был на премьере спектакля в эту субботу. К сожалению, ни я, ни моя жена не говорим по-русски, но даже не понимая ни слова, мы были невероятно тронуты увиденным, это был очень, очень эмоциональный опыт. Я завидую вам: вы в Москве можете пойти в театр на постановку Андрея Кончаловского в любой момент, когда захотите!..
- Главным режиссером вашей жизни был Бергман. Вы работали с ним и в театре, и в кино – были ли заметны отличия?
- Не было никакой разницы. Это всегда был тот же самый потрясающий режиссер, который вдохновлял нас, бросал нам вызов, создавал единую семью из всех нас – актеров, сотрудников театра, членов съемочной группы. Я, конечно, не могу словами описать, что всё это значило для меня - это был совершенно невероятный эмоциональный и умственный опыт. Мне повезло работать с потрясающим художником и профессионалом, обладавшим великолепным чувством юмора и потрясающей щедростью. Любому успеху, которого я достиг в своей профессиональной жизни, я обязан именно ему. Я всё время думаю о нем, работая над любой новой ролью.
По завершении встречи, что удивительно, великий артист не покинул зала – он остался смотреть картину вместе со зрителями. Нечасто такое бывает.
Кстати сказать, билеты на ретроспективу Кончаловского совсем недорогие – в районе 50-100 рублей. Это стоит того – тем более что следующими ее гостями будут Наталья Аринбасарова, Ирина Мирошниченко, Елена Коренева, Олег Табаков, Александр Домогаров, Евгений Миронов, Никита Михалков и многие другие. Кроме того 8 ноября приедет сам Дэнни «Мачете» Трехо, 27 лет назад сыгравший у Кончаловского в фильме «Поезд-беглец» свою первую кинороль.