Максим Марков | «Советский экран» №8 за 1967 год (Михалков, Феллини, «Комиссар»)

24.09.2012 18:49

Никита Михалков – «очаровательный парень», Александр Демьяненко – юморной, Инна Макарова рассуждает об «актерском кинематографе», а Сергей Герасимов, Андрей Тарковский и Алексей Баталов – о научной фантастике; Абрам Роом вспоминает Барбюса. Топовые материалы: Александр Аскольдов снимает фильм «Комиссар», на советские экраны выходит фильм Федерико Феллини «Дорога». Но главный прикол – то, как не заметила редакция, что у нее на первых страницах – лирическое повествование о фильме «О самом человечном», посвященном светлому образу Владимира Ильича Ленина, а на последних – гневная отповедь китайским хунвэйбинам, обожествляющим Мао Цзэ-дуна; или просто схожесть подхода заметна только 45 лет спустя?..


Обложка: «Артист Никита Михалков, сыгравший главную роль в фильме «Не самый удачный день». Судя по тому, что сейчас фильм напрочь забыт, он тоже оказался не самым удачным.
Вновь характерны центральные выносы: Юткевич о Ленине + фантастика + хунвэйбины = широкий спектр, для разных слоев населения.
Обложка поддержана записью обсуждения фильма, состоявшегося в редакции после просмотра. Показателен состав участников: биолог, биохимик, экономист-международник, инженер, аспирант, студенты (не то что теперь – наберут блогеров каких-то…). Молодого артиста хвалят: «Никита Михалков забивает всё. На первом плане его личность и концертные номера. Хотя я не видел в жизни такого типа, но актеру поверил. Сыграно «на бис», как говорится». И предостерегают: «Н.Михалков отлично справился с ролью. Очаровательный парень! Но если он серьезный актер, он не может удовлетворяться такими самоповторениями» (речь о том, что и фильм, и герой прямиком вышли из «Я шагаю по Москве»). Редакция в заключительном слове подводит черту: «Дуэт Н.Михалкова и О.Гобзевой – не просто обаятельных актеров, но актеров индивидуального характера, индивидуальной манеры исполнения, собственной человеческой темы – большая художественная удача фильма».

«Два месяца в огне боев» - советские кинематографисты откликаются на боль народа Южного Вьетнама кинорепортажем «Меконг в огне». Впечатляет комментарий оператора Владимира Комарова: «Вьетнамцы делали всё, чтобы в джунглях, где война идет без линии фронта, мы могли снять самое интересное и значительное. Два месяца в джунглях незабываемы». Как будто не на войне, а на курорте побывал, такое впечатление. Но, подозреваю, что ошибочное.
Справа – начало рассказа о фильме «О самом человечном», посвященном светлому образу Владимира Ильича Ленина.
«В этой картине нам вместе с Е.Габриловичем, - рассказывает режиссер фильма Сергей Юткевич, упоминая своего сценариста, - хотелось средствами современного, уже повзрослевшего кинематографа попытаться проникнуть в глубь ленинской философии, показать Ленина-мыслителя, Ленина в трагические минуты истории, когда была развязана первая мировая война. {…} …Мы решили поделиться своим опытом, который, быть может, пригодится и зрителям и всем тем, кто будет и дальше трудиться над этой очень ответственной, но безмерно увлекательной темой».

Не устает интересовать читателей фигура актера Александра Демьяненко (см. 1962-й год и предыдущий номер с «Кавказской пленницей»). На сей раз он предстает перед нами в монологе друга – актера Григория Конского, преподавателя ГИТИСа: «Уже тогда я обнаружил одну из специфических особенностей его дарования. Серьезные роли он преподносил с юмором, они становились более жизненными, насыщенными, неодносложными. {…} Помню, мы много смеялись, наблюдая его игру».
Но педагог на то и педагог, что не должен только хвалить: «Сегодня не время заканчивать разговор о молодом актере. Он в пути. У него случаются и неудачи. {…} Бывает!»
Сбоку между тем – новости киностудий. Здесь узнаем, что на Одесской киностудии в портфеле сценарного отдела лежит сценарий Булата Окуджавы «Пушкин в Одессе». Жаль, что из портфеля на экран сценарий этот так и не перешел.

Заслуженная артистка РСФСР Инна Макарова в разговоре с Вал.Ивановой рассуждает на тему «Прошла ли мода на актера?» на примерах Моники Витти и Антониони, Джульетты Мазины и Феллини, Татьяны Самойловой и Калатозова. Осуждает Параджанова, хвалит Смоктуновского, Софи Лорен и даже Брижитт Бардо. Отдельное слово отведено актерскому уму: «Думающий актер – это художник, глубоко постигающий проблемы времени, воплощающий их, но все это своим особым путем, путем таланта. Никакое модное краснобайство не заменит стихии таланта, не восполнит скудости чувств, а она, увы, есть у нас на экране. Есть! И даже модно это стало ныне – сдерживать свои чувства. Не надо сдерживать!»

Тема номера («СЭ» выносит на обсуждение»): «Кинофантастика: вчера, сегодня и завтра». Сперва – слово режиссерам. «В кинематограф научная фантастика еще не пришла, - уверен Сергей Герасимов. - {…} Не найдено главного: связи полета фантазии с жизнью, населенной реальными людьми, их думами, чувствами, переживаниями». Андрей Тарковский признается, что мечтает экранизировать «Солярис» Ст. Лема: «Пока это только замыслы. Я еще не вижу будущего фильма окончательно, но мне бы не хотелось делать его развлекательно-фантастическим, приключенческим». Упомянутый уже выше Евгений Габрилович путей для фантастики в игровом кино почти не видит: «Кинематограф в такой степени нагляден, конкретно материален, что почти невозможно вообразить, какими средствами в игровом фильме можно передать поэтическую условность, изящество – всё то, с чем вошла научная фантастика в литературу». Алексей Баталов смотрит на вопрос несколько по-иному: «На самом деле сфера фантастики куда шире и границы ее гораздо более расплывчаты, чем это принято думать. На мой взгляд, многие, казалось бы, сугубо реалистические сцены из самых лучших фильмов Чаплина построены на приемах чистейшей высокой фантастики. Вопрос только в том, что, переходя грань реального, Чаплин остается столь гениально убедительным, что вы, зритель, совершенно не отдаете себе в этом отчета».
На развороте – свежие кадры из фильма Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды» по одноименному роману Ивана Ефремова. В роли Дар Ветра – Сергей Столяров, Веда Конг – Вия Артмане, Рен Боза и Мвен Маса – Александр Голобородько и Ладо Цхвариашвили.
Редакционное заключение полно печальных вопросительных знаков и горькая констатация: «Но в Комитете по кинематографии при Совете Министров СССР нам сообщили, что пока не существует конкретных тематических или производственных планов развития жанра кинофантастики. Может быть, уже настала пора разработать их и сдвинуть дело с мертвой точки?»

Снимается фильм «Комиссар» - тот самый, легендарный, который в итоге строжайшим образом запретят, а режиссера навсегда отлучат от профессии. Даже несмотря на то, что фильм начинается словами: «Рядовым революции, матерям и отцам нашим, павшим и живым посвящается».
А пока до этого не дошло – в пятом павильоне студии имени М.Горького продолжаются съемки. «Съемочная группа хочет, чтобы зритель, уходя из зала, подумал о героях то, что сказал Ефим Магазанник вслед уходящей за отрядом Вавиловой: «У них настоящие люди…» Зритель сможет увидеть фильм и подумать о тех, кто его запрещал, совсем другое, только через двадцать лет.
На этой же полосе: режиссер Герберт Раппопорт (или Раппапорт, как пишут сейчас) рассказывает о фильме «Два билета на дневной сеанс» - детективную историю о начальнике ОБХСС советские власти, разумеется, только приветствовали. В главной роли – 29-летний Александр Збруев.

Разворот, посвященный фильму Федерико Феллини «Дорога». В Италии он вышел в 1954-м году, в США – в 1956-м, «Оскара» получил в 1957-м – и вот, наконец, добрался и до СССР, где получил более «точное» название «Они бродили по дорогам»; даже автор рецензии В.Божович признает, что не очень удачное. «Подобно легкой и грустной мелодии, струится и звенит картина Феллини, - пишет критик. – Её пульс то бьется ровно, то вдруг замрет – словно дыхание перехватит».
Но интереснее нижняя часть разворота – «В мастерской Феллини», - показывающая путь автора от замысла до озвучания. «Феллини одержим человеческими лицами. Комнаты его мастерской завалены тысячами снятых крупным планом людей, которые однажды чем-то заинтересовали его. {…} У Феллини собрано около 30 тысяч таких снимков. Когда он ищет актеров для нового фильма, а это отнимает у него месяцы, он постоянно роется среди этих фотографий. Но не только среди них. Каждый раз Феллини неизменно дает в римских газетах такое объявление: «Синьор Феллини готовит новый фильм и будет рад встретиться с каждым, кто пожелает встретиться с ним». Это короткое объявление вызывает громадный отклик. Тысячи экспансивных итальянцев выстраиваются на улице у его мастерской».

Поразительно, как в одном номере сочетается статья про фильм «О самом человечном» - и материал А.Желаховцева «Китайское кино на службе «культурной революции», в котором тот же самый подход не восхваляется, а обличается! Тут, конечно, требуется серьезная предыстория – но ищущий да сам найдет; я же только просто скажу, что те времена в Китае были для интеллигенции (да и не только для нее) чрезвычайно трудные. Впрочем, автор статьи и сам приводит шокирующие примеры: «…Выдающемуся пианисту Лю Ши-куню хунвэйбины переломали кисти рук, чтобы он не исполнял «буржуазные произведения» на фортепиано, инструменте «иностранном» и «классово чуждом».
Что же касается кино, то были преданы анафеме все былые достижения, но что обиднее всего – растоптана былая советско-китайская дружба, оклеветаны лучшие наши картины. И «совершенно ясно, что клеветническая кампания против советских фильмов и их героев подготовляла опустошение самого китайского киноискусства». Стандартное обвинение в адрес «неправильных» кинокартин: «В этом фильме вы не увидите портрета нашего любимого вождя, не услышите ни одного его слова. Это – злостное извращение и вражеская клевета на китайскую революцию и Народно-освободительную армию». Положительного отзыва удостаиваются лишь те ленты, где на первый план выносится «прославление идей Мао Цзэ-дуна, непомерный, обожествленный культ личности».
В общем, времена были страшные, но читать об этом в «Советском экране» - одно удовольствие. Судя по всему, и автор статьи, и сама редакция пребывали в таком же творческом «заблуждении», как и Михаил Ромм, случай из жизни которого я недавно пересказывал.

Продолжение юбилейной рубрики «50 лет: Люди – фильмы – факты». Абрам Роом вспоминает о встречах с выдающимися французскими писателями – в частности, о знакомстве с «Прометеем революции», с Анри Барбюсом, по новелле которого он поставил в 1929 году картину «Приведение, которое не возвращается». Ниже – рассказ о фильме «Саламандра», поставленному по сценарию народного комиссара просвещения А.Луначарского. Это был третий фильм Григория Рошаля – и записным книжкам этого режиссера уделено особое место. Правда, посвящены они не собственным съемкам, а энтузиазму кинолюбителей.

«Краткая история кинематографа» перепечатана из румынского журнала «Чинема», сценарий и рисунки Й. Попеску-Гопо.
Четвертая сторона обложки: «С молодой грузинской актрисой Лали Месхи мы познакомились в фильмах «Встреча в горах» и «Пьер – сотрудник милиции». К сожалению, особой места в истории кино красавица с последующими годами не заняла.

7740

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×