Максим Марков | «Советский экран»: №1 за 1967 год
Вновь перескакиваем через пятилетку – и оказываемся в 1967-м: «Советский экран» 45 лет назад. В номере – Корней Чуковский и Александр Галич о фильме Ролана Быкова «Айболит-66», рассказ Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского о съемках «Берегись автомобиля!», плакат, нарисованный Владимиром Маяковским, и программная статья первого секретаря Союза кинематографистов, кинорежиссера Льва Кулиджанова.
Вам ничего это не напоминает? Мне так – очень. Приятно листать старые страницы, понимая, что ничего, по сути, не изменилось и история вновь повторяется. «Оглядывая пройденный путь и гордясь своим прошлым, уверенно движутся наши люди вперед и вперед, к светлому будущему». Ура.
«Перед художником, исследующим процессы общественного развития, стоят сложные задачи. Современный герой ответит на запросы времени только тогда, когда он будет живым воплощением ленинской принципиальности и глубины в понимании жизни со всеми ее противоречиями и сложностями. Он, герой, должен предстать на экране как человек, утверждающий наряду с непреклонностью действия научный, аналитический подход к жизни. Ясно, что создание такого образа, художественное освоение современных процессов общественного развития – дело непростое, требующее соединения государственной мысли с художническим умением, анализа с вдохновением. Приходится констатировать, что по сравнению с успехами нашего кино в разработке тем революции, гражданской и Отечественной войн побед такого же масштаба в создании больших политических фильмов о современности пока мало».
И ведь что главное – не поспоришь! Убери всю идеологию – а главная-то мысль все равно останется верной! Мало таких фильмов.
Ниже – телеграмма с Северного полюса: «Корреспонденты «Советского экрана» привезли на станцию фильм «Клятва Гиппократа». Есть в нем достоинства, но думаешь: почему героя гонят на Север лишь беды и неурядицы? Мы знаем, что в Арктику ведут иные, более ясные и мужественные дороги. Если бы вы знали, товарищи кинематографисты, как здесь нужны умные, бодрые, веселые фильмы!»
Странно, но и эти слова отлично ложатся на сегодняшний день!
Как мы знаем – да, кино за Плятта еще повоевало.
«- Товарищи! Здесь будет происходить съемка, опасная для жизни! Машина перевернется! Может взорваться! Может кого-нибудь задавить! Просьба: всем разойтись!
После этого призыва толпа увеличилась вдвое».
Забегая вперед, скажу, что по итогам читательского опроса «Советский экран» назовет Доронину лучшей актрисой 1967 года. И 1968-го тоже. И еще 73-го.