Максим Марков | «Советский экран»: №19 за 1962 год
Пятьдесят лет назад, оказывается, вопрос о кинообразовании молодежи стоял так же остро, как и сейчас – чему свидетельством большой материал, опубликованный в журнале «Советский экран» в сентябре 1962 года. Также за полвека не изменилась и постоянная проблема с хорошими сценариями. Среди других важных материалов номера – рецензия на культовый по тем временам фильм «Дикая собака Динго» и рассказ Григорий Александров о встречах с Чарли Чаплиным. Но самой главной новости – о том, что умерла Мэрилин Монро - журнал отвел всего лишь колонку…
На обложке – актриса Ада Шереметьева, сыгравшая буфетчицу в фильме «Путь к причалу» и снимающаяся сейчас в картине «Молодо – зелено». «Когда приходится впервые видеть себя на экране, чувствуешь, что и говоришь не так и играешь не то. Самое ужасное, что все это навсегда остается на пленке, ничего уже нельзя изменить…»
Страх ли этот тому виной или иные обстоятельства, но после нескольких ролей в кино, Ада Шереметьева бесследно пропала из большого искусства. Зато осталась эта обложка – в популярном тогда стиле «Советская Джоконда» (см. картину Александра Самохвалова и фильм Михаила Швейцера «Время, вперед!» - правда, там полосочки вертикальные).
«Редакция получает многочисленные письма, в которых говорится о том, что зрители нигде не могут увидеть лучших произведений русской и советской кинематографии, что нашей молодежи они вовсе неизвестны. Журнал считает, что вопрос, поднятый кинозрителями, очень важный. К нему должно быть привлечено внимание нашей общественности – комсомола, педагогов, работников Союза кинематографии, Бюро пропаганды советского киноискусства. Мы ждем откликов и предложений».
Проведенное среди молодежи анкетирование показало удручающие результаты: «Никто из опрашиваемых не смотрел таких картин, как «Мать» В.Пудовкина, «Земля» А.Довженко, «Окраина» Б.Барнета, «Встречный» Ф.Эрмлера и С.Юткевича. Многим кинозрителям неизвестен и «Броненосец «Потемкин» С.Эйзенштейна. {…} Строитель Авдеева (г. Никель) не видела «Чапаева», «Ивана Грозного», «Комсомольска». Таких анкет очень много».
Виктор Шкловский, классик отечественного киноведения, печально подытоживает: «В результате наш зритель не видит классической советской кинематографии. Поэтому он современную кинематографию воспринимает с провалом, ему нет пути к познанию форм, особенностей великой советской кинематографии. {…} Надо помнить, что кинопрокат – это часть идеологической работы и часть художественной работы. Кинематография обладает огромной воспитательной силой, и нельзя прятать от народа подвиги, которые совершены для него».
Как вы знаете, в нынешнем 2012 году история повторяется – и наш журнал «Настоящее кино» тоже считает этот вопрос очень важным – и тоже ждет откликов и предложений. А пока проверьте и вы свои знания: какие из фильмов, кадры из которых опубликованы на этой полосе, вы знаете?
В качестве положительным примеров выделены «Иваново детство», «Человек идет за солнцем», «Мы из Кронштадта».
Дебют, кстати, замечательной нашей актрисы Галины Польских – которая с годами чрезвычайно удачно от девушек перешла в кино к женщинам, а затем и к бабушкам, на протяжении всех этих лет оставаясь неизменно прекрасной.
«Узнав о ее смерти, Лукино Висконти сказал: «Мир американского кино убил Мэрилин Монро. В течение последних лет своей жизни она играла роль его жертвы». {…} С каждой новой ролью у актрисы росло чувство неудовлетворенности, она считала несовершенной свою работу. Несколько лет тому назад она отказалась от двух предложенных ей ролей, потому что они казались ей пустыми, никчемными и не давали удовлетворения. Фирма грозила ей расторжением контракта, но Мэрилин Монро держалась стойко. {…}
В последнем интервью, опубликованном журналом «Лайф» за несколько дней до трагической развязки, Мэрилин говорила: «Я не смотрю на себя, как на товар, но уверена, что многие считают меня товаром, в том числе одна фирма, которую я не назову. Актер – это не машина, сколько бы не утверждали обратное».
Именно поэтому ее нервы не выдержали борьбы, которая оказалась слишком неравной. Жестокие законы капиталистической кинопромышленности сломили силы актрисы…»
Но Чаплин сказал:
- Я верю, что скоро будет тепло, и сторонники мира своей борьбой победят «холодную войну», которая мешает всем людям и нам, художникам, воспевать светлую природу человека, братство и счастье!»