Максим Марков | ММКФ: бонус
Знаете, я подумал – и решил, что мне хочется рассказать еще о двух фильмах, увиденных мною на 34 ММКФ. Это не выдающиеся картины – но своим примером они наглядно показывают, что на самом деле в Кино самое главное.
История.
Эти две картины, первая из Индии, вторая из Китая, на самом деле - весьма скромных кинематографических достоинств. Я не скажу, что они сняты плохо, совсем нет – просто они сняты абсолютно «несовременно», совсем не так, как сегодня снимают кино, вопреки «модным» тенденциям, будь то каннским или голливудским. Здесь может быть масса претензий к кадру, к монтажу, к самой атмосфере повествования. К актерам как раз вопросов меньше – да, кое-кто кое-где откровенно переигрывает, но даже при этом их игра совершенно не отдает фальшью. Но в целом - это очень наивные, скажем так, фильмы. Однако они показательны вот чем: и там, и там рассказывается очень важная и щемящая история про людей.
Фильм повествует о пожилой паре, которая хочет совершить хадж в Мекку. Первый час мы наблюдаем, как они собирают деньги. В последний момент, когда уже всё готово, оказывается, что средств не хватает. То есть, они были, но значительную сумму старик возвращает: дерево, которое он продал, оказалось гнилым – и он посчитал, что не вправе пользоваться добротой, которую проявил по отношению к нему покупатель.
И тут вступает в силу очень важный религиозный момент: старику трижды предлагают помощь – на, возьми, ты уважаемый человек, мы готовы тебя поддержать, нам это не составит никакого труда, будет только приятно. Но он – не берет. Потому что его вера позволяет паломничество только на свои деньги – но не на чужие (вариант – деньги родственников, но родной сын их забыл и бросил). Поехать на незаработанные средства - предать веру, лишить всё путешествие смысла. И они, поблагодарив всех за протянутую руку, но твердо отказавшись, никуда не едут.
Казалось бы – ужасающий финал: мы уже прониклись к этим людям симпатией, нам их страшно жалко и горько от такого исхода. Но старик со старухой просыпаются утром не с отчаянием (в Мекке они вообще-то собирались умереть), а со спокойным убеждением: значит, на следующий год.
Вот у нас столько сейчас всякого «православного» снимают – а вот такой простой и внятной картины про настоящую Веру нет. Почему – загадка.
Здесь совсем про другое, но по вызываемым эмоциям – столь же надрывный. В хибару в степи приезжает мужчина: отец героини и дедушка ее сына. Зять и свёкор принимают гостя с распростертыми объятиями – но дочь не хочет его даже видеть. Дело в том, что в прошлый раз они встречались аж двадцать лет назад, когда ей самой было столько, сколько сейчас ее ребенку. Соблазнившись возможностью купить транзистор, папа ушел в город на заработки – и не вернулся, позабыв про жену и маленькую дочь. И вот – на тебе!.. В финале, поверьте, сердце будет разрываться и слезы выступать на глазах.
Так вот, повторюсь, обе картины с точки зрения технологии легко могут быть названы «посредственными». Но они очень ясно доказывают, что главное в Кино – не технологии, а История. Как бы неважнецки не был снят фильм, если он рассказывает о важном, если внутри него – правдивая человеческая судьба, то совершенно неважно всё остальное. Зритель забудет обо всех недостатках, так как будет всецело покорен развивающимся сюжетом - который его захватил и не отпускает. Как это снято, как смонтировано – всё это отойдет далеко на второй план. Если возникает сочувствие к героям, если возникает соприкосновение с их бедою – фильм уже получился, так как вызвал подлинную эмоцию.
А подлинная эмоция всерьез отличается от того детского восторга, который наивный зритель испытывает от грандиозного спецэффекта. Спецэффект не может изменить человека – а вот после таких картин, которые я сейчас привел в пример, из зала выходишь задумавшись. И как минимум берешь в руки телефон и набираешь родителям.
Вот такая простая, казалось бы, мысль – но почему-то совершенно не дается российским специалистам…