Максим Марков | 34 ММКФ: лучшее
Итоги 34 ММКФ, честно говоря, не порадовали – ибо жюри и основного конкурса, и «Перспектив» предпочло выбрать картины с ярко выраженным пессимистическим взглядом на жизнь. В двух картинах – «Отбросы» и «Разрушители» действуют бывшие солдаты, до сих пор переживающие ужасы службы, в двух других – «Срок годности» и «Орда» - присутствуют отрубленные головы; про «Все копы - ублюдки» говорит уже само название. Единственными оптимистами на фестивале оказались зрители – поддержавшие своими голосами и мой выбор, великолепный фильм «Присутствие великолепия»; жюри по отношению к краскам жизни оказалось гораздо строже. Что ж, это тоже взгляд, разумеется, имеющий право на существование; одобрять его не хочется – но придется смириться, так как повторное голосование тут, разумеется, не предусмотрено.
Как и в прошлом году, позволю себе закончить рассказ о Московском кинофестивале списком лучших внеконкурсных картин из числа тех, что мне довелось посмотреть (а всего я посмотрел за эти дни 56 фильмов). Напомню, что год назад №1 в аналогичном списке был «Артист» - кто знает, может, столь же громкое звучание получит в мировом прокате и какая-нибудь из нынешних лент.
Кен Лоуч верен себе – и вновь выступает в жанре «смешная история про простых парней». Группа товарищей, обремененных в разной степени уголовным прошлым, отрабатывает наказание в виде общественной деятельности – и благодаря своему добродушному куратору попадает на дегустацию виски. Там герои узнают о существовании бочонка стоимостью в миллион фунтов стерлингов – и справедливо решают, что ничего плохого не будет в том, если они перельют из него несколько бутылочек на продажу.
Очень легкий и обаятельный фильм. Это не комедия в прямом смысле этого слова, здесь есть и драматические куски – но важнее суть: у каждого есть шанс, у каждого есть надежда. Исключительно оптимистичное кино!
Полная дамочка из Австрии на отдыхе в Кении решает покрутить романы с местными парнями, сплошь стройными симпатягами. Разумеется, все аборигены, подарив тетке свое тело, тут же разводят ее на деньги.
История на самом деле грустная – о женском одиночестве, об отсутствии любви. Но при этом смотреть на все эти любовные приключения очень смешно – особенно учитывая то, что режиссер Ульрих Зайдль совершенно не заботится о «чувствах» благовоспитанных граждан, откровенно показывая и письки, и сиськи, и порою доходя в этом до предела разрешенного. Но манера его рассказа такова, что как «порно» это совсем не воспринимается – уж больно забавны сами ситуации, в которых оказывается жаждущая любви дамочка. Изумительная картина.
Убийственной силы фильм Кристиана Мунджу, прославившего на весь мир румынский кинематограф. Я не был в большом восторге от его дебюта, отхватившего «Золотую пальмовую ветвь», но новая работа сделана совершенно иначе – и производит очень сильное впечатление.
В центре рассказа – две девушки, которые вместе росли в приюте: одна затем уехала в Германию, другая ушла в монастырь. И вот первая возвращается за второй – хочет увезти ее, чтобы они всегда теперь были вместе. Молодая послушница стоит перед непростым моральным выбором: если она уйдет, назад к Богу ее уже не примут. Подруга тем временем внезапно становится буйной – и сюжет доходит в итоге до того, что монахини во главе со своим батюшкой решают изгнать мучающих ее бесов. Два с половиной часа, абсолютная достоверность, мурашки по коже.
Документальный рассказ об истории, в которую невозможно поверить, но которая тридцать пять лет назад произошла на самом деле. Американская красавица себе на беду влюбилась в мормона, который в один прекрасный день вдруг исчез с ее горизонта. Нанятые «невестой» частные детективы нашли «жениха» за океаном – в Англии, в мормонской церкви, где тот «посвящался» в тайны учения. Девушка не стала падать духом – и прилетела в Лондон. По ее версии, возлюбленный, увидев ее, пошел за нею добровольно - они спрятались в мотеле, где три дня занимались любовью. По версии мормонов, их товарищ был похищен чуть ли не под дулом пистолета – и в том мотеле был изнасилован, будучи прикованным к кровати.
К сожалению, Эррол Моррис выслушивает только одну сторону – женскую: мормон в интервью наотрез отказал. Но и этого хватает, чтобы доставить нам неподдельное удовольствие: история настолько безумная, что фильм о ней смотрится увлекательнее иного триллера, а происходящее порою смешнее любой комедии.
Папа и мама разводятся, и дочка говорит, что останется у того, кто купит ей фортепьяно. Денег у папы нет, поэтому сперва он прибивает к столу доску с нарисованными клавишами, потом пробует занять деньги у знакомых, потом пытается громоздкий инструмент украсть, а в итоге решает сделать его самостоятельно - с помощью своих верных друзей.
Очаровательная китайская вещица, редкое диво: комедия с мощно прописанным социальным фоном. Завод не работает, на улице нищета, денег нет – но несмотря ни на что люди не сдаются и не падают духом. Вместе мы – сила, вместе мы непобедимы, вместе нам любые горы по плечу! Очень здорово снято – плюс особый шарм придает картине саундтрек с обильными вкраплениями русских песен: тут и «Шумел камыш», и группа «Любэ», - да и собственно китайские шлягеры звучат так, что любо-дорого.
Или «Гавана, я люблю тебя!» - очередная сборная солянка, от которых, в принципе, уже слегка подташнивает, но в данном случае - весьма и весьма успешная. Самая хитовая новелла – про Кустурицу, который приезжает на Гаванский кинофестиваль, чтобы получить очередную совершенно ненужную ему награду за вклад в мировой кинематограф. Он изрядно напивается – и непосредственно перед выходом на сцену в буквальном смысле блюёт; очевидная автобиографичность сюжета заставляет подумать, а не так ли всё было в свое время и на ММКФ?..
Но хороши и остальные истории. Финальная – Лорана Канте – созвучна вышеупомянутому «Фортепьяно»: женщина заявляет, что к ней явилась Дева Мария и наказала устроить прямо в комнате фонтан в ее честь, а затем – вечеринку. Что ж делать, раз Дева Мария сказала, значит, надо выполнять - и все соседи дружно принимаются за работу: кто ворует кирпичи, кто плитку, кто красит стены, кто выкладывает собственно фонтан. Та же самая мысль: вместе мы – сила, вместе мы непобедимы, вместе нам любые горы по плечу! Гавана оказывается городом сплошь хороших людей.
Позволю себе включить в этот внеконкурсный список картину из «Перспектив» - благо во время фестиваля написать о ней мне не довелось. Это тоже альманах, но построенный по иному принципу: три режиссера - из США, Польши и России - получили довольное странное задание из множества обязательных пунктов, но с полной свободой воплощения.
В качестве прототипа своего персонажа наш Алексей Федорченко (новелла называется «Хроноглаз») выбрал небезызвестного математика Перельмана: его герой тоже получил миллион, но деньги не забирает, потому что занят делами поважнее. Он собрал «машинку времени», которая позволяет не перенестись в прошлое, а за этим прошлым подсмотреть на мониторе. Однако ученого ждет разочарование: изобретение работает, но важнейшие исторические события показывает исключительно глазами ничего не ведающего ребенка – в то время как герой жаждет увидеть всё глазами Бога. Желание и возможности совпадают, когда он выбирает для просмотра… ну да, Рождество Христово.
Фильм, появление которого закономерно и давно ожидаемо: в его основе – тот ю-тьюбовский бум, который накрыл планету в последние годы. Главная героиня, старшеклассница, постоянно снимает себя и друзей на камеру в телефоне – получаются такие обрывки чужой жизни, ни о чем не говорящие вне контекста. Контекст, собственно, и предлагает Майя Милош, ставшая в этом году одной из победительниц Роттердама. И рассказываемая ею история – довольно страшна по смыслу и всерьез убедительна по исполнению.
Показательно, что это уже второй фильм из Сербии, посвященный «детям ю-тьюба»: полтора года назад на фестивале «2-in-1» победил фильм «Красный холм» (вот тут я о нем писал), который, в принципе, на эту же тему. Вот казалось бы – Сербия. А по теме пакостного влияния калифорнийских серверов на умы молодежи уже на сто шагов опережает США.
С одной стороны, когда неизвестный сын снимает в своем дебютном фильме звездную маму (Шарлотту Рэмплинг в данном случае), ничего хорошего как будто бы не светит. Но у Барнаби Саускомба получилось не просто не опозориться («маменькин сынок» и прочее), но и вполне достойно выступить в жанре психологического то ли детектива, то ли триллера. Помимо мамы в этом ему помог замечательный Габриэль Бирн, играющий следователя, влюбившегося (вроде бы) не в ту женщину, которая вместо подруги должна бы стать его главной подозреваемой.
Не сказать, конечно, что картина совсем уж выдающихся достоинств, но внимание она удерживает, интерес к сюжету крепкий и развязка хоть и предсказуема (с легким элементом «Шестого чувства», кстати), но все равно подана сильно. Добротное жанровое кино.
Красивая женщина с темным прошлым приступает к работе в провинциальной больнице. Он хороший врач, но не стремится ни с кем общаться. Под камнем на морском берегу она прячет солидную сумму денег, которые помогут ей сбежать из ГДР.
Фильм интересен своим принципиальным лаконизмом: красивая женщина не делает ни одного лишнего движения, ни проявляет ни одной лишней эмоции. Но это-то и вызывает любопытство: кто такая, чего хочет, зачем всё это? Здесь кроется, конечно, серьезная драма, но в первую очередь картину можно воспринимать в качестве пособия, как строго и холодно снимать весьма эмоциональные, на самом деле, кадры - в которых как будто бы ничего не происходит, а тем не менее – происходит очень многое, просто все эмоции спрятаны глубоко-глубоко внутри.
Про «Королевство полной луны», «Президента Линкольна» и «Леди» писать сейчас не имеет уже смысла, так как фильмы успели выйти в прокат, а про «Железное небо» вы, скорее всего, и без меня всё и так прекрасно знаете.
Максим Марков