Максим Марков | ММКФ: день 9 + прогноз

29.06.2012 10:39

Какое счастье, я вам честно скажу. Весь фестиваль я молчал про это, но про себя горестно думал: программа в целом хорошая, конкурс усиливается год от года, это чудесно - но увы, нет никаких прорывов. Ни одного фильма, от которого душа бы защемила, - а ведь без этого не поется. Каким же коварством со стороны оргкомитета Московского фестиваля было поставить два ЛУЧШИХ фильма конкурса на самый последний день! Но зато это такие фильмы, что хочется и правда призвать: спешите, бегите, не пропустите! И это итальянское «Присутствие великолепия» (я ставлю, что оно получит Гран-При) и мексиканский «Срок годности» (как минимум - приз за женскую роль); они даже по алфавиту последними стоят!
Ну и до кучи, чтобы и про «Перспективы» не забывать - «Голливудский мусор» о звездах и мусорщиках.


«Присутствие великолепия», Италия, реж. Ферзан Озпетек.
Пьетро хочет стать актером, но пока вынужден печь по ночам круассаны. Зато ему повезло совсем недорого снять в Риме великолепную квартиру. Правда, хозяка взяла предоплату сразу за четыре месяца - и вскоре становится понятно, почему: здесь живут привидения, а соседствовать с ними мало кто захочет. Пугается поначалу и наш герой - но потом привыкает, ведь его новые знакомые - тоже артисты, прославленная театральная труппа. Ну и что, что пропавшая без вести в 1943-м.
То, что с квартирой что-то не так, становится ясно сразу - уж больно зареванной выглядит только что съехавшая девушка. Но то, что это не будет страшилкой, так же очевидно - фильмы ужасов редко начинаются столь приятно. Какое-то время кажется, что автор сохранит чисто комедийную интонацию, но потом история выруливает на новую высоту и картина теряет однозначный жанр, превращаясь в нечто большее - в Кино. Замечательное, восхитительное, великолепное. Правдивое, щемящее, трогательное. Незабываемое.
Я давно про себя заметил, что про по-настоящему хорошие фильмы и писать-то, как правило, нечего - ну разве что можно без конца перечислять прилагательные. Когда ругаешь - хотя бы понимаешь, за что; а как объяснить ту магию, которая рождается непонятно откуда, те чувства, которые вызваны непонятно чем?.. Одни эмоции, никаких доказательств.
К сожалению, я не видел предыдущих работ Ферзана Озпетека - хотя помню, что да, была на ММКФ такая картина два года назад: «Холостые выстрелы», я ее пропустил, потому что поздно показывали, но потом она и в прокат у нас (что меня удивило) выходила. Но вообще у режиссера куча разных наград, включая победу в Карловых Варах и последовавший за этим «Давид» за лучший итальянский фильм 2003- года: «Окна напротив». Надеюсь, что завтра он прибавит к ним и «Золотого Святого Георгия» за лучший фильм этого конкурса. И также очень верю в успех Элио Джермано - среди актеров в этом году на ММКФ он был вне конкуренции. Впрочем, здесь все молодцы - уникальный фильм, о котором у меня нет ни единого плохого слова.


«Срок годности», Мексика, реж. Кения Маркес.
Сын выходит из дома - и больше не возвращается; старушка-мать ведет безутешные поиски. Она думает, что ее новая соседка по лестничной площадке - это девушка сына, которую тот подослал познакомиться; подозрительно приглядывается к мужчине, с которым встретилась в морге; ищет и надеется. Но мы знаем, что ее сын погиб - и причем страшным образом... Вскоре история дойдет почти до финала - и начнется заново, только теперь с точки зрения той девушки, соседки. А потом закрутится и в третий раз, излагая события глазами подозрительного мужчины. Правда окажется не там, где ее искали - впрочем, суть вовсе окажется не в правде.
Построение картины - «фишка» привычная, но по-прежнему не теряющая своей привлекательности. Сергей Лобан, ныне заседающий в жюри, год назад проделал такой же фокус даже не трижды, а аж четырежды, и каждый по часу - в своем уже культовом «Шапито-шоу»; так что ему, по идее, фильм должен особо понравиться. Но «берет» картина не только построением, но и историей - в первую очередь историей женщины, вдруг потерявшей единственного сына, радость свою и опору. Их отношения почти не показаны в кадре, живым сын присутствует лишь в самом начале, во вступительной сцене. Но Ана Офелия Мургия рисует такой силы образ, что понимаешь про ее героиню всё - как понимаешь и то, что сильнее ее актрисы на этом фестивале не было. (Для справки: за последнюю четверть века у нее десять номинаций на мексиканский киноприз «Ариэль», из которых две она выиграла; а в 2011-м Мургия получила от своей киноакадемии специальную награду за творчество в целом; сейчас ей 78 лет).
Повторю уже сказанное: про хороший фильм писать сложнее, хочется просто ограничиться констатацией факта: хороший фильм - и всё тут. «Срок годности» интересно снят, превосходно сыгран и рассказывает, на самом деле, об очень важных вещах - и об очень одиноких людях. У каждого из них есть своя печаль, свои надежды, своя «сердцевина» - им веришь и за них переживаешь. После окончания фильма я с легкой душой отдал ему Главный приз, но сразу после показали «Присутствие великолепия» - и теперь я в растерянности, как разорваться. Поэтому я пока подумаю, а вы тем временем про «Перспективы» почитайте.


«Голливудский мусор», США, реж. Фил Волкен (конкурс «Перспективы»).
Трудовые будни двух мусорщиков, работающих в Беверли-Хиллз и по долгу службы ежедневно соприкасающихся со знаменитостями: то Дерил Ханна попросит вывезти старую мебель, то Бен Стиллер передаст через управляющего, что расстояние между мусорными бачками должно быть ровно шесть сантиметров. Судьба улыбается героям, когда зоркий глаз одного из них разглядел среди выброшенного на свалку хлама «Оскар», полученный Кьюбой Гудингом-младшим за фильм «Джерри Магуайр». Тут же рядом с парнями появляется цепкая агентша, которая пророчит им славу и берет 15% от будущих гонораров. Жизнь, похоже, налаживается. Впереди у менеджеров по вывозу отходов (так они просят теперь себя называть) масса интервью в разнообразных телешоу, радужная перспектива появится у самой Опры, а также предложение того самого Бена Стиллера сделать на основе их истории телесериал.
Дополнения к этому пересказу, пожалуй, излишни: сюжет говорит сам за себя. Разумеется, это типичный «независимый» дебют подающего надежды парня, в котором снялись малоизвестные актеры, а звезды от щедрот своих выступили на подхвате либо просто согласились на упоминание своего имени (помимо Дэрил Ханны в кадре присутствуют Уильям Болдуин и Майкл Мэдсен, в то время как про Кьюбу Гудинга и Бена Стиллера герои только треплются). Довольно смешной и обаятельный фильм - но все же не настолько, чтобы кричать на всю улицу: «Бросайте всё и бегите в кинотеатр» (подобное я уже крикнул выше). Его очарование состоит в первую очередь именно в этой придумке - голливудские мусорщики вдруг становятся голливудскими звездами, но при этом режиссеру не откажешь в умении выстроить свой рассказ грамотно и непринужденно, а актеров никак нельзя обвинить в фальши. Напротив, куда фальшивее бы это выглядело, будь фильм отягощен огромным бюджетом, а так - дешево и сердито, впрочем, нет - дешево и легко.
Хотя, конечно, более всего здесь интересно не то, что происходит внутри картины, а то, как Гудинг согласился «выкинуть» свой «Оскар» на помойку, а Стиллер - выступить хоть и в закадровой, но все же отрицательной роли (если фильм «Джерри Магуайер» почти все тут называют великим и любимым, то на счет комика то и дело отпускают довольно оскорбительные шутки). Или же никакой «договоренности» не было - и за этими именами не стоит никакого согласия на их использование?.. Вот это узнать было бы любопытно.
Кстати сказать, в фильмографии Фила Волкена имеется замечательный фильм нашего Владимира Аленикова «Пистолет: с 6 до 7.30», который тот снял в США девять лет назад. Волкен работал у создателя «Петрова и Васечкина» вторым ассистентом.

ИТОГО
Конкурсная программа 34 ММКФ на мой взгляд получилась весьма и весьма хорошей. За исключением последнего дня в ней не было прорывов, но в целом уровень был довольно высокий. Я даже начал было перечислять здесь лучшие картины - и уже потом обнаружил, что перечислил практически все. Тогда разделил. В первой группе оставил ленты «80 миллионов», «Апостол», «Взрослея вместе с ветром», «Голая бухта», «Дверь», «Орда», «Присутствие великолепия», «Срок годности». Во второй группе работы объективно тоже сильные, но к ним меньше моей личной симпатии: это «Адское пламя», «Все копы ублюдки», «Июль», «Людоед-вегетарианец», «Отбросы», «Одинокий остров». Откровенными неудачами (не сказать хуже) я бы назвал три произведения: «Вишенка на гранатовом дереве», «Гольфстрим под айсбергом» и «Последняя сказка Риты».
А вот как бы я разделил между ними призы, будь я сейчас председателем жюри (в скобках - вариации, над чем бы я, быть может, подумал).

Главный приз за лучший фильм - «Присутствие великолепия».

Специальный приз жюри - «Срок годности» (или «Голая бухта»; хотя красив и вариант с «Апостолом»).

Приз за лучшую режиссерскую работу - «Голая бухта» (или «Срок годности»; Иштван Сабо выдающийся, конечно, режиссер, но прошли времена, когда мы только за величие выдавали - сегодня у него есть реальные конкуренты).

Приз за лучшее исполнение мужской роли - Элио Джермано, «Присутствие великолепия» (по-моему, без вариантов; но упомяну еще мальчика из «Взрослея вместе с ветром»; Максим Суханов - это для «Золотого орла» и «Ники»).

Приз за лучшее исполнение женской роли - Ана Офелия Мургия, «Срок годности» (у Хелен Миррен полно уже призов, а роль Розы Хайруллиной в «Орде» заканчивается на сороковой минуте).

Приз за лучший фильм конкурса «Перспективы» - «Если все...»

В этом конкурсе из тринадцати фильмов я пропустил только два. Хороши также «Ана-Бана», «Горизонт», «Четвертое измерение». Неплохие - «Все ушли», «Голливудский мусор», «Город детей», «Разрушители». Оценивать «Бипоп» и «Где мой родной язык» довольно сложно из-за их специфичности, и разве что «Горечь любви» - картина посредственная.

Из документального конкурса я посмотрел три фильма - и глупо в таком случае голосовать за «Завтра», а просмотр короткометражек я променял на написание этого материала.

Что ж, фестиваль подходит к концу - через пару дней подведем окончательные итоги.

1880

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×