Максим Марков | ММКФ: день 3
Не понимаю вообще, как может дальше продолжаться конкурс «Перспективы» (параллельный основному), когда есть на свете такой прекрасный фильм как «Если все…». Что дальше будет смотреть и как вообще что-то еще оценивать жюри?!. Не понимаю – а вам всем этот фильм всячески рекомендую. В отличие от соревнующейся с ними «Горечи любви» - она, к сожалению, даже не горькой получилась, а попросту какой-то никакой. Греческий «Город детей», правда, получше.
«Если все…», Армения, реж. Наталья Беляускене (конкурс «Перспективы»)
Девушка Саша приезжает из Саратова в Армению посадить березку на могиле погибшего на войне отца. Командир – тот самый, которого ценой собственной жизни вытащил из огня русский парень – отправляется вместе с нею по своей красивой стране на встречу с однополчанами и поиски захоронения своего друга.
Прекрасный фильм – еще раз повторю, ибо он того безусловно заслуживает. Армения в нем предстает совершенно чудесной страной, где все друг друга радостно обливают водой (такой вот у них имеется праздник), где в один день сочетаются браком 700 пар – и спустя девять месяцев весь город рожает одновременно, где проводят соревнования на лучших осликов, и вообще там невероятно приветливые люди и завораживающие пейзажи. Режиссер (россиянка, но об этом чуть позже) выполнила в данном случае роль своеобразного «Вуди Аллена»: создав прелестную туристическую кинооткрытку стране, в которую теперь непременно, обязательно следует поехать.
Но при этом открытка и воплощенный на ней образ все же далек от легкомысленности: в сюжете, как-никак, неисцелимой болью проглядывает война, конфликт в Нагорном Карабахе, одна из самых трагичных страниц в истории Армении (и, разумеется, Азербайджана). В фильме не ставится вопрос, как же всё так случилось, но тень случившегося в некоторых наиболее печальных моментах скорбно накрывает героев. Жизнь продолжается – но командир, главный мужской персонаж (его играет сценарист и продюсер картины Микаел Погосян), по-прежнему мучается вопросом: а заслужил ли он право этой жизни, доставшееся ему такой огромной ценой? Как сказать Саше, этой милой и смешливой девушке, что именно из-за него погиб ее отец?.. Но Саша и так это знает – и никого не собирается обвинять. Она приехала к человеку, которого спас ее папа, и верит, что человек этот, вне всякого сомнения, достойный.
Девушка, кстати, столь же замечательна, как и изображенная здесь страна, и имя этой прелестной актрисе - Екатерина Шитова. Как рассказали на пресс-конференции, ради съемок она решилась бросить свой театральный институт, а сейчас учится в Лондоне, кажется, в архитектурном – по настоянию отца, не очень уверенного в том, что актерство – это то, чем должна заниматься его дочь. Хочется надеяться, что его пригласят на премьеру – и он поймет, как сильно сейчас ошибается, и разрешит дочери еще раз (да не один раз!) снова встать перед кинокамерой. То, что Екатерина вполне способна превратиться в очень крупную звезду, лично я ни на секунду не сомневаюсь: в ней есть всё – молодость, очарование, естественность, легкость, голос, улыбка; да что там - она из тех, на ком сразу хочется жениться, а это само по себе – крайне редкое дарование.
Пару слов хочется сказать и об уже упомянутом режиссере картины Натальи Беляускене – вопреки ожиданиям, она представительница не Армении, а России, училась на Высших курсах у Владимира Хотиненко и сняла уже несколько телевизионных лент. И вот – поставила прелестный фильм пусть и в очень близкой нам по духу, но территориально все же чужой стране. Приятно за нее, но горько за нас – сейчас мы не имеет возможности гордиться за еще одну замечательную российскую ленту; что ж, может быть, как-нибудь потом.
А смысл названия (весьма загадочного, согласитесь) заключен в анекдоте, который тут рассказывает один из эпизодических персонажей: что если вот все китайцы разом прыгнут, то ось земная сместиться. А что будет, если все армяне – прыгнут, или возьмутся за руки, или преодолеют застарелые скорбные конфликты, или… Много этого «или»… Так что - «Если все…», запомните это название.
На прекрасный остров прибывают двое: брат и сестра. Он все время спрашивает всех встречных о своей матери, которая любила сюда приезжать; ему не отвечают, так как женщину эту хорошо помнят. Сестра в то же время знакомится с молодой художницей, пытающейся найти свой стиль – и довольно быстро начинает ей позировать. Общий новый друг – местный паренек, работающий официантом; он-то и становится причиной раздора между родственниками: в него влюбляются оба.
Своими страстями живут и аборигены: художница имеет виды на седовласого статного мужчину в годах, мать официанта скрывает от него давнюю любовную связь с еще одним мужиком… Короче, когда дело в сюжете доходит до инцеста (но тут уж я не скажу, какого), это уже, наверное, никого не удивляет – столько страстей, столько нераскрытых эмоций.
При этом сама лента на удивление холодна. Несмотря на жару и ласковое море в ней нет теплоты. Несмотря на красоту девушек, каждая из которых охотно демонстрирует нам свои прелести, в них трудно влюбиться: ну да, обоим есть, что показать, но разве чувства возникают только от этого? Несмотря на сложность пересекающихся между ними линий, этим отношения не хватает глубины. Несмотря на заявленные в каталоге фестиваля проблемы «экзистенциального порядка», здесь отсутствует элементарный психологизм. Увы, фильм оказался посредственным и скучным. Красота – природных мест и девичьих тел – быть может и спасет когда-нибудь мир, но никогда – эту картину.
Несколько историй про беременность. Одна женщина вот-вот родит – а мужа почему-то всё нет рядом. Другая пара и не задумывалась о дальнейших отношениях, как вдруг – такое известие. Третьи – на грани развода, к тому же мужа уволили (фоном к событиям проходит раздирающий страну экономический кризис), а сын собирается в колледж; и вот ведь, случилось. Трагичнее всего история семьи, супруга в которой забеременеть никак не может.
В целом трагична и сама картина – хотя, казалось бы, такая тема предполагает лирическое, светлое или даже в чем-то комическое решение (что показывает хотя бы целый ряд фильмов об этом, вышедших в российский прокат за последние полтора месяца). Но Греции, видать, сейчас не до шуток – и смертей в итоге здесь больше, чем рождений. Фильм наполнен ощущением конца, нежели начала – рушится брак, заканчиваются отношения; единственное, о чем говорят по телевизору, – коллапс в политической и финансовой сфере. А «дети», которыми переполнен этот город, это, конечно же, взрослые, не умеющие или не желающие принимать решения, не берущие на себя ответственность, ведущие себя без понимания всей ситуации. Горько с такими детьми.
В итоге «Город детей» по ощущениям - нечто среднее между первой и второй описанными здесь лентами. Ругать его вроде бы не за что (всё на местах и линии сходятся), но и похвалить особо – тоже не похвалишь. Все вместе эти три фильма показывают, что конкурс «Перспективы» по-прежнему так и не обрел своего центрального направления. Основной конкурс в этом отношении радует больше.