Максим Марков | 34 ММКФ: ретроспективы
Как обычно, ММКФ силен своими ретроспективами. Подлинных киноманов и ценителей проверенного временем кино ждет на фестивале немало прекрасных сеансов. Упомянем их хотя бы мельком.
Пожалуй, первое, на что стоит обратить внимание – это на программу «Третьи измерения», которая реализовывает давно уже назревшую мысль наглядно доказать, что 3D – это отнюдь не изобретение XXI века, напротив – первые картины в стереоформате появились еще в середине века ХХ-го. Уже в 1941 году был создан фильм-концерт «Земля молодости» (реж. Андрей Андриевский), в 1952-м появилась видовая картина «В аллеях парка», живописующая красоты Парка Горького, в 1954-м Сергей Сиделев перенес на большой экран оперу С.Рахманинова «Алеко», а Алексей Золотницкий экранизировал три рассказа Чехова в короткометражке «Налим». Согласитесь – такое вряд ли скачаешь. И это – только часть советских достижений, представленная на ММКФ, на самом деле, история вопроса, конечно, гораздо обширнее. А американский кинематограф представлен в этой программе работами только 80-х годов – это «Псы ада» и «Челюсти-3». Не суперраритеты, но тоже любопытно.
«Золотая коллекция «Юниверсал Пикчерз» – не просто украшение фестиваля, но и рай для ценителей классического Голливуда на пленке и на большом экране. «Спартак» и «Убить пересмешника», «Иисус Христос – суперзвезда», «Американские зарисовки» (или «Американские граффити») и «Шугарлендский экспресс» (молодые Лукас и Спилберг соответственно), «Охотник на оленей» и «Инопланетянин», «Графиня из Гонконга» позднего Чаплина, две картины Хичкока (включая «Птицы»!) – просто перечислять одно удовольствие. Разумеется, мы всё это видели – но как часто у нас есть возможность пересмотреть всё это в хорошем качестве, да еще и по такому поводу – столетие одной из важнейших киностудий на свете?
«Картинки с выставки», надо полагать, приурочены к столетию ГМИИ им. Пушкина, которое вместе с нами отмечает весь мир. Ретроспектива концептуальная: сплошь фильмы о великих художниках: Рембрандт, Гойя, Ван Гог, Пикассо, Модильяни, Роден, Пиросмани. Ну и режиссеры под стать – Анри-Жорж Клузо, Морис Пиала, Александр Корда, Конрад Вольф, Георгий Шенгелая. Как водится, ни один ММКФ не обходится без шедевров Андрея Тарковского – в этот раз таковой прописался здесь: «Андрей Рублев», разумеется.
Программа «Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию» представит, как легко догадаться, кинематограф Германии в развитии. Здесь и такая абсолютная классика мирового кино как «Кабинет доктора Калигари» и «М – город ищет убийцу», и ранняя картина Фатиха Акина «Быстро и без боли» (1998), и еще одна лента Конрада Вольфа («Расколотое небо»). Однако особый интерес вызывает «Еврей Зюсс» (1940) и документальный рассказ о его создателе: «Харлан: в тени «Еврея Зюсса» (2008). Первый фильм – нацистская антисемитская агитка на историческом материале, призванная показать, что еврейское зло уходит корнями глубоко в далекие века. Второй – портрет режиссера, единственного из всех пропагандистов гитлеровской идеологии, обвиненного в военных преступлениях. Вопрос, который ставится здесь особо: как живется его потомкам с этим знанием – что у них был вот такой дед.
Но все-таки главные ретроспективы 34 ММКФ – персональные. «Магия Любича» – 11 фильмов великого Эрнста Любича + единственная полноценная документальная картина, посвященная его творчеству. Надо ли Любича представлять особо? Любича, автора «Ниночки», «Быть или не быть», «Магазинчика за углом» и «Небеса смогут подождать»? Того самого Любича, про которого постоянно вспоминал Билли Уайлдер, считавший его своим учителем – и постоянно с ним «советовавшийся» (известно, что во время трудных сцен он всегда задавался вопросом: «А как бы это сделал Любич?»). Короче, если вы не видели фильмов Любича – самое время.
«Эктор Бабенко. Избранное» представляет московскому зрителю Председателя нынешнего жюри, увы, не так широко у нас известного, как он того заслуживает. Пожалуй, самый знаменитый его фильм – «Поцелуй женщины-паука», за роль в котором Уильям Хёрт получил «Оскара». Благодаря дуэту Джека Николсона и Мерил Стрип известен и «Чертополох». Но прочие фильмы режиссера, скорее всего, - вне поле зрения широкой аудитории, хотя и «Пишоте», и «Карандиру», как и пятилетней давности «Прошлое», произвели в свое время на мировую кинематографическую общественность серьезное впечатление. Так что имеет смысл восполнить пробелы в своем образовании.
То же самое можно сказать и ретроспективе «Юньфань. Краски души», представляющей видного китайского художника, о котором мне, к сожалению, особо рассказать нечего – ну, разве что кроме того, что в 2001 году его «Пионовая беседка» была представлена на ММКФ, а в 2009-м «Принц слез» участвовал в Венецианском конкурсе. Что ж – тут буду восполнять пробелы вместе с вами.