Максим Марков | ММКФ: «Вокруг света» + «СЕКС»
34 ММКФ ближе к нам еще на один день. Давайте посмотрим, чего нам ждать от программ «Вокруг света» и «Секс, еда, культура, смерть».
Программа «Вокруг света» традиционно представляет на ММКФ широкую панораму разных кинематографий со всего мира – и хотя ее «репутационный» статус не слишком велик, лично для меня она давно является одной из самых привлекательных, когда речь идет о выборе сеанса. Объясню почему: более-менее понятно, чего ждать от «8½ фильмов» или «Гала-премьер» - и насколько велики ожидания, настолько велики могут быть и разочарования. А здесь ты вроде бы ничего «такого» и не ждешь – и тем радостнее наткнуться на приятные сюрпризы.
Впрочем, в этом году программа неожиданно упакована и серьезными тяжеловесами – первым из которых для нас является, разумеется, Люк Бессон. В позапрошлом году он судил у нас конкурс и представлял собственную ретроспективу, нынче на ММКФ покажут его «Леди» с Мишель Йео. Однако еще вопрос, стоит ли на нее спешить – картина выходит в широкий прокат уже буквально на следующей неделе.
Фолькер Шлендорф известен в первую очередь своим фильмом «Жестяной барабан», который получил разом и «Золотую пальмовую ветвь», и «Оскар». И хотя с той поры утекло много лет, а иных столь же громких достижений у режиссера вроде бы больше не было (были другие, потише), тем не менее Шлендорф – это имя, с которым необходимо считаться. На фестивале покажут его «Штиль» - о французских коммунистах, которых собираются расстрелять в 1941 году фашисты.
Соотечественник Шлендорфа Кристиан Петцольд младше его на два десятилетия и главное, кажется, его фестивальное достижение на нынешний момент – берлинский приз за лучшую режиссуру, полученный им в этом феврале за картину «Барбара». Фильм рассказывает о женщине-враче, которая мечется между своим страстным желанием сбежать из ГДР и профессиональным и человеческим долгом, который не позволяет ей бросить своих пациентов. Исполнительницу заглавной роли Нину Хосс любители немецкого кино только что могли видеть в недавно вышедшем в прокат фильме «Окно в лето».
70-летний Хосе Луис Гарсия Санчес – классик испанского кино, в 1978 году выигравший Берлинский кинофестиваль с фильмом «Форели» (который в фестивальном каталоге идет как «Ловкачи»). Причем он не только режиссер, но и активно пишущий кинодраматург - «Изящная эпоха», например, по его сценарию в 94-м получила иноязычного «Оскара». Сейчас нам предоставляется возможность оценить новую его работу, комедию абсурда «Мертвых не трогай, детка».
Индийский фильм «Aбу, сын Адама» (реж. Салим Ахмед) завоевал на родине четыре национальных кинонаграды «Золотой лотос»: лучший фильм, лучший актер, оператор и композитор, - и это лучшая ему рекомендация. Картина, также выдвигавшаяся от страны на «Оскар», рассказывает о попытке пожилой супружеской пары совершить хадж (мусульманское паломничество в Мекку) - и о препятствиях, этому мешающих.
И еще две картины вызывают к себе интерес не благодаря былым режиссерским заслугам, а по причине быстрой реакции на события внутри своих стран. Египетская лента «После битвы» (реж. Юсри Насралла) отражает события прошлогодней Арабской Весны, а действие «Химидзу» (реж. Сион Соно) происходит на фоне землетрясения в Японии.
Российский фильм в программе «Вокруг света» выглядит довольно странно, но в то же время и объяснимо: «Мотылек» Вячеслава Семенова поставлен не на «Мосфильме», не в СПб, а в республике Саха – ну и когда бы и где бы мы еще его увидели?.. Так что – ловите момент! «Это – история о любви и разочаровании, о дружбе и предательстве», - гласит каталог, и остальные детали уже не важны: и без того понятно, что картина – о Самом Главном.
Программе «Секс, еда, культура, смерть» уже несколько лет – только ранее последняя буква в этой аббревиатуре расшифровывалась как «Слава». Надо признать, это было довольно абстрактно – и теперь вот стало куда конкретнее. Лидеры зрительского внимания тут – Жан-Марк Барр и Паскаль Арнольд. В прошлом году они представили в московском конкурсе замечательный (хотя и очень жестокий) фильм «Перевод с американского» (единственный, кстати, иностранный фильм из прошлого конкурса, вышедший в российский прокат). В этот раз Барр сам приглашен в состав Большого жюри – и, пользуясь случаем, покажет нам «Сексуальную жизнь французской семьи». Учитывая, что известность творческому дуэту принесли как раз картины с изрядным привкусом эротики – «Любовники» и «Слишком много плоти», - хочется и сейчас ожидать чего-нибудь подобного.
В «Сексе ангелов» Хавьера Виллаверде перед пытливым зрителем предстанет необычный любовный треугольник: она + он – он + другой. Кого выберет Бруно – подружку или друга? И как в таком случае поступит Карла – воспротивится или смирится?..
«В трудные времена только очень сильные чувства могут заставить человека выразить свою страсть к жизни через беспорядочные сексуальные связи и страстную плотскую любовь», - пишет каталог про «Q», реж. Лоран Боник, в главной роли Дебора Реви. Далее ограничимся лишь завлекающей картинкой – тем более что она в данном случае гораздо интереснее любых текстов.