Максим Марков | ММКФ: «Гала-премьеры» + «8½ фильмов»
Близится 34 Московский Международный кинофестиваль. Он пройдет с 21 по 30 июня и будет, как всегда, очень насыщенным в кинематографическом плане. Следуя традиции, заложенной в прошлые годы, мы в меру сил своих попробуем проанонсировать его самые заметные программы и фильмы.
На открытии фестиваля покажут «Духless» Романа Прыгунова по нашумевшему роману Сергея Минаева. Но покажут его только приглашенным гостям – так что всем прочим остается дожидаться 4 октября, когда лента начнет покорять российский прокат. Впрочем, лично мне ничего не подсказывает, что «дожидаться» здесь правильное слово (было бы чего ждать), хотя, разумеется, не видя фильма, нет смысла заранее язвить на его счет – это мы и позже сделать успеем.
«Возлюбленные» Кристофа Оноре, которые 30-го числа закроют ММКФ, если потом и дойдут до нашего зрителя, то, скорее всего, не в самом широком прокате. Так что упоминаю о них просто, чтобы вы знали: есть такая картина. Каким-то образом в нее занесло – в качестве актера! – Милоша Формана, а тот факт, что главные роли здесь исполняют Кьяра Мастроянни и ее мама, почему-то подсказывает, что их имеет смысл ждать в ближайшее время к нам в гости (впрочем, официально фестиваль на тему приезда звездных гостей, как обычно, отмалчивается).
На всё прочее билеты продаются. Вот чем порадует нас традиционно пышная и помпезная программа «Гала-премьеры», которую любят посещать местные знаменитости. №1, понятное дело – «Президент Линкольн: охотник на вампиров», представлять особо который читателям «НК», конечно же, не имеет никакого смысла. Известие о том, что Тимур Бекмамбетов везет в Москву своего товарища Тима Бёртона заставляет предположить, что президент ММКФ Никита Михалков не упустит случая наградить того почетным призом за выдающийся вклад в кинематограф; впрочем, наверняка это «сюрприз», так что не будем портить организаторам праздник.
Хит №2 – еще мало кем виденное, но уже прославленное «Железное небо» финского музыканта-кинематографиста Тимо Вуоренсола. В сети уже одинаково хорошо распиарены как конгениальный сюжет картины (нацисты на Луне), так и финансирование проекта на добровольные пожертвования широких народных масс. Поэтому есть такое чувство, что у нас картину с нетерпением ждут и зал будет наполнен.
Ценители хорошего кино наверняка знают, кто такой Файт Хельмер. 12 лет назад его «Тувалу» с юной Чулпан Хаматовой покорило гостей фестиваля «Лики любви», в 2008-м его «Абсурдистан» участвовал на ММКФ в конкурсе. Новая работа немецкого режиссера с весьма оригинальным взглядом на мир тоже имеет русские связи: она называется «Байконур», сценарий Хельмер писал на пару с Сергеем Ашкенази, а сопродюсером проекта выступает Сергей Сельянов. История в пересказе прекрасна: живущий поблизости космодрома Искандер влюбляется в космическую туристку Жюли, упавшую к нему в руки прямо с неба. Испытывая к режиссеру большую личную симпатию, лично я постараюсь этот фильм не пропустить.
Ровно в той же степени я постараюсь продержаться подальше от альманаха зятя Н.С.Михалкова Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом», в котором кинематографисты в очередной раз подтверждают свою неиссякаемую любовь к прекрасной Грузии – вопреки всем политическим разногласиям наших лидеров. В картине, как это принято говорить, исключительный актерский ансамбль – и тоже, несмотря на всё желание, попытаемся не ругать ее зазря прежде времени (зато уж потом оторвёмся).
А вот «Поклонницу», в которой Кирилл Пирогов играет Антона Чехова, я бы рекомендовал не пропускать. Во-первых, давно заслуженная главная роль прекрасного артиста – и такая ответственная! Во-вторых, его партнерша – Светлана Иванова, которая от фильма к фильму становится всё большей Звездой, и это прекрасно (здесь между их героями случается любовная история, основанная на подлинных событиях). Ну а в-третьих и в главных – это вообще-то фильм мэтра отечественного кино, 84-летнего Виталия Мельников, того самого, который «Начальник Чукотки», «Старший сын» и, допустим, «Бедный, бедный Павел» из не очень давнего. Его творческое долголетие заслуживает самого искреннего уважения.
Про фильм «Я, Анна» заранее ничего ни плохого, ни хорошего сказать не могу, кроме того, что в нем сын – режиссер Барнаби Саускомб – заснял свою маму - Шарлотту Рэмплинг. «Она уже не молода, но все еще достаточно привлекательна», - гласит фестивальная аннотация, и в случае с Рэмплинг действительно трудно с этим не согласиться.
Переходим к самой заслуженной программе ММКФ - «8½ фильмов», регулярно потчующей нас самыми «авторскими» новинками. На сей раз добрая половина этой восьмерки перекочевала в Москву прямиком из конкурса Каннского кинофестиваля – что, впрочем, никак не снижает градуса ожидания. Первым упомянем, разумеется, классика Кена Лоуча – и потому, что у него как раз вчера день рождения был (76), и в память о том прекрасном настроении, которое подарила нам его лента «В поисках Эрика», которую крутили на ММКФ три года назад. Говорят, его новая «Доля ангелов» про простых парней, дегустирующих элитное виски, такая же веселая и оптимистичная; будем надеяться!
Показавший в Каннах «Holy Motors» Леос Каракс некоторое время, как мне показалось, даже ходил по набережной Круазетт в фаворитах – и это был бы, конечно, неожиданный и прекрасный поворот в его карьере, если бы в итоге все-таки получил бы там какой-нибудь значительный приз. Как-никак, в середине 80-х товарищ числился, что называется, среди «самых перспективных» - и многим искренне жаль, что последние два десятилетия у него не то что бы задались. Хотя ведь это как сказать – лично я считаю, что если ты снимаешь в главной роли Кайли Миноуг, то в целом ты вполне имеешь право быть собою довольным.
«Королевство полной луны», выходящее одновременно в прокат, привлечет, конечно, внимание аудитории своими многочисленными звездами (Эдвард Нортон, Брюс Уиллис, Харви Кейтель, Билл Мюррей и пр.), однако следует все-таки помнить, что Уэс Андерсон – как бы такой Автор-Автор, иных ведь в Канны и не берут. И это, что называется, накладывает на фильм свой отпечаток. (NEW Забудьте про "Автора-Автора" - был не прав, причем совершенно. Это прекрасный совершенно фильм, удивительный, превосходный, ни за что не пропустите!)
Ульрих Зайдль, если кто подзабыл, - радикальный австриец, работающий на стыке документалистики и игрового кино; у него порою и не различишь, где что и где именно проходит граница. Мировую известность он получил благодаря 11-летней давности откровению «Собачья жара», а пять лет назад у нас показывали его «Импорт-экспорт» - там можно чуток подзабыть про сюжет, но вряд ли вы забудете режиссерскую манеру. Сейчас у него «Рай. Любовь» - разоблачающее исследование любовных приключений женщины бальзаковского возраста в Кении.
«Снежный город» Джастина Курцеля тоже был на Каннском фестивале – только год назад и в «Неделе критики». Здесь в первую очередь впечатляет сюжет, строящийся вокруг общины, убивающей всех извращенцев в округе. За год фильм набрал по миру 18 разных наград, в числе которых – и от родной Австралии. Тамошний киноинститут, в частности, назвал Курцеля лучшим режиссером-2011.
Документальный портрет «Марина Абрамович. В присутствии художника» обещает ответить на вопрос «Почему ЭТО называют искусством?» - но я заранее его ответу не поверю, потому что мой личный мозг ЭТО считать искусством напрочь отказывается. Тем не менее искусствоведы, почитающие художницу едва ли не за главного авторитета в современном арт-мире, эту ленту наверняка не пропустят.
А все прочие – нормальные – люди не пропустят, понятное дело, новый фильм Мишеля Гондри «Это мы, а это – я», о чем бы он там ни был. Гондри – это Гондри, что уж там говорить, в представлениях и рекомендациях никак не нуждается.
Я же в свою очередь постараюсь всенепременно попасть на Гая Мэддина, о котором мне в свое время посчастливилось здесь писать в связи с его московской ретроспективой. Его новая «Замочная скважина» свидетельствует о том, что Мастер - вопреки собственным обещаниям - пока не ослеп, и одно это уже внушает надежды не только на эту, но и на будущие с ним встречи.