11.06.2012 12:11
Продолжаем время от времени листать поучительные книжки и находить в них любопытные подробности о кино былых времен. Вот, допустим, «Жили-были кумиры» Александра Кравцова (М., 2000).
В фильме «Ленин в 1918 году» (1939, реж. Михаил Ромм) на роль Фанни Каплан, стрелявшей в Ленина, «была приглашена замечательная актриса Наталья Эфрон. Наблюдательный режиссер-постановщик М.И.Ромм первым определил наличие опасных признаков в отношениях актрисы и представителей трудящихся. Во время съемок в кинопавильоне он попросил кого-то из рабочих: «Принесите актрисе стакан чая». В ответ прозвучало: «Стакан яду ей, а не стакан чая!». А впереди были эпизоды покушения на вождя, ареста и всенародного возмущения поступком Фанни Каплан – рабочая массовка… Чем они встретят беднягу Эфрон? И был издан по киностудии специальный приказ о создании живой цепи из переодетых милиционеров и спортсменов, дабы «не допустить рукосуйства и членовредительства…» Актриса прошла сквозь негодующую толпу, поплатившись за свою героиню клоком волос, несколькими царапинами и тумаками. {…}
Сталин, заглянув в наградной список ведущих создателей ленинского фильма, вычеркнул фамилию Натальи Эфрон, заметив: «Тут нас не поймут»… Актрису больше не снимали в кино, не приглашали в труппы театров. К счастью, она была сильным мастером художественного слова, и филармония спасла ее профессионально».
Съемки фильма «Катька–бумажный ранет» (1926) проходили в творческих спорах актера Федора Никитина с режиссером Фридрихом Эрмлером, который до прихода в искусство служил в ЧК: «Эрмлер диктовал условия кадра – Никитин требовал живого оправдания поведения своего героя. Однажды конфликт зашел далеко: Никитин спрятался за декорации, как за баррикаду, и не желал выходить, пока режиссер не капитулирует перед его художественными требованиями. Эрмлер распалился до того, что вытащил заветный револьвер.
- Выходи, Федька! Стрелять буду! У меня не залежится!
Федька, испытывая вполне понятный страх перед темпераментом вчерашнего чекиста со взаправдашним стрелковым оружием в руке, ответил:
- И у меня не залежится – не вылезу!
Эрмлер сдался».
Того же Федора Никитина к 15-летию советского кино представили к званию заслуженного артиста РСФСР. Накануне ему позвонили в гостиницу из наградного отдела: «Не можете нам назвать какого-нибудь артиста, сыгравшего советского героя, но чтобы сам артист был из какой-нибудь национальной автономии. Татарин, например, или якут…» Никитин вспомнил одного, игравшего эпизодические роли, но «в одной картине его расстреливали как раз за преданность советской власти». Сам же на вопрос «Вы тоже играете большевиков?» признался, что вынужден был отклонить предложение сыграть Фурманова в «Чапаеве», так как уже был выбран на «Пиковую даму» (потом не состоявшуюся). В результате звание дали наспех вызванному в Кремль татарину – а Никитину нет. Не заслужил.
Анатолий Папанов рассказывал о великом Василии Качалове, легенде Московского Художественного театра: «Стоят, беседуют два актера. Василий Иванович подходит, говорит одному: «Вы вчера замечательно играли». Тот расцвел. Качалов поглядел на другого и добавил: «И вы тоже». Тот смутился: «Василий Иваныч, я вчера не был занят в спектакле». Качалов глазом не моргнул: «Но если бы были заняты, то сыграли бы замечательно!..»
Фаина Раневская как-то сказала о фильме «Сегодня – новый аттракцион» (1965, реж. Н.Кошеверова), где играла директора цирка: «Я по ночам просыпаюсь от кошмара: вижу, как наши внуки смотрят это…» Дальнейшее непечатно.