Максим Марков | Фестиваль «Зеркало»: роад-муви и (неожиданно) заложники
Не успев начаться, кинофестиваль «Зеркало», что называется, перевалил за экватор. Три новых фильма, три новых незабываемых впечатления – в нашем проникновенном обзоре.
Вот стоило только помянуть роад-муви в рассказе про фильм «Одинокая планета», как на следующий день они, эти роад-муви, посыпали на зрителя, как комары: целых два роад-муви за день; уж чем они близки молодым кинематографистам – не очень понятно. Вернее, нет – конечно же, понятно: страсть к путешествиям свойственна многим, а режиссеры еще и имеют возможность отразить свои путевые впечатления на кинокамере. И при этом пристальнее вглядеться в своих героев, разумеется – тесное пространство автомобиля тому только способствует.
Картина, отражающая личные воспоминания молодого режиссера, образы ее детства и первых путешествий, получила Главный приз на престижном фестивале в Роттердаме – еще одно доказательство того, что не нужны нам все эти Роттердамы. Нас и здесь неплохо кормят.
Пожалуй, самая любопытная здесь деталь – старшая сестра то и дело весь фильм обращается к покойной матери: «Мама, мы проезжаем туннель», «Мама, мы проезжаем мост», «Поворот направо»… Понятно, в общем, к чему всё это, но захотелось все же дополнительно уточнить – и вот что вкратце рассказал режиссер Тонгпонг Чантарангкал: «Это часть нашей религиозной культуры (буддизм). Во время поминального шествия надо обязательно рассказывать душе человека о местах, которые его тело проезжает. Это традиция нашей страны. А когда они подъезжают ближе к дому, сестры рассказывают умершей матери о ее любимых местах – это тоже часть ритуала». В финале тетка показывает сестрам на дым из трубы крематория: не волнуйтесь, мол, прилетит. И что ж – действительно прилетает.
Разумеется, это меньше всего похоже на фильмы Тарковского – в отличие от других уже показанных здесь шести картин. Но по словам программного директора Андрея Плахова (я не поленился спросить об этом у него специально), подобный всплеск задуман специально – чтобы несколько сбить ровную линию остального конкурса, всю эту «тарковщину», которой полны прочие конкурсанты (тут я специально утрирую, чтобы было понятнее). К тому же, уточняет Плахов - и тут я тоже с ним целиком и полностью согласен, это редкий в конкурсе фильм (на самом деле - пока что единственный), который хоть как-то затрагивает социальную тематику. То есть говорит не только о том, что наболело у автора, но поднимает и некоторые другие, волнующие всех проблемы. В частности – вопросы нищеты в среде эмигрантов (социальное дно, которое так просто довести до кипения). Другое дело, как именно представлены нам эти самые «бедные» слои населения – живут в многокомнатных квартирах, а в финале в довольно странном порыве принимаются выбрасывать из окон разные ненужные вещи – плазму, например, холодильник, стиральную машину… Короче, вновь зарубежный кинематограф показывает нам, что бедность у них и бедность у нас – это все-таки совершенно разные вещи. Однако и на этом спасибо.
Максим Марков