Максим Марков | «Советский экран» №11 за 1962 год

16.07.2012 00:31

Этот номер подписан в печать 14 мая 1962 года – 50 лет и две недели как. Не знаю, как у вас, но у меня порою просто муращки по коже бегут, когда такие журналы перелистываю. Вот вроде бы – всё живое и знакомое, а ведь уже – полвека…


На обложке – Иннокентий Смоктуновский, а на стр.10-11 – статья А.Свободина «Две роли Иннокентия Смоктуновского»:
«Киноактер Смоктуновский, о котором теперь так много говорят и пишут, - киноактер двух фильмов: «Високосный год» и «9 дней одного года». Чем-то современным и нужным поразил он зрителей. Не заметить этого невозможно, но и определить это тоже не так-то легко».

«Две роли Смоктуновского в фильмах «Високосный год» и «9 дней одного года» не просто две великолепные работы талантливого актера – это т е м а художника, его открытие определенных современных, сегодняшних характеров. В этом раньше всего причина успеха; не будь ее, не возникло бы столь сильного, и я уверен – долгого интереса к его творчеству».

Вторая сторона обложки: Олег Табаков в роли Николая Бабушкина в фильме «Молодо-зелено», реж. К.Воинов. Начавшись с поисков кирпича, картина постепенно переходит на тему актуального крупнопанельного строительства; чтобы не было скучно – обязательный любовный треугольник.

«Навстречу съезду кинематографистов»: «Творческая общественность активно готовится к проведению Первого учредительного съезда Союза работников кинематографии СССР. {…} Советские кинематографисты, готовясь к своему Первому учредительному съезду, должны держать творческий отчет перед народом, которому служит наше самое массовое из искусств». На странице журнала ответ держат представители братских союзных республик и региональных отделений. На фотографиях – Ф.Эрмлер и М.Калатозов, Г.Козинцев и А.Каплер, И.Копалин и В.Головня.

Статья Г.Медведевой «Пусть это никогда не повторится» о фильме Андрея Тарковского «Иваново детство»:
«Режиссер Тарковский нашел прием, казалось бы не новый, но организовавший картину в единое поэтическое и философское целое и заставивший звучать ее с огромной эмоциональной силой. Сны мальчика одновременно и бесхитростны и диковинны в своей несовместимости с действительностью. {…} Сны Ивана возникают на экране без традиционных наплывов, уходов в нерезкость и т.д. В монтажной сшибке кусков видение утверждается на экране как реальность. И это важно не только в качестве интересного формального приема. Каждый раз, когда обрывается сон, охватывает жгучее желание убедить себя, поверить в то, что это и была правда, а то страшное, жестокое, ради чего мы «проснулись» вместе и Иваном – всего лишь привидевшийся кошмар».

«Я легко представляю себе этот фильм в постановке какого-либо другого режиссера. Это было бы совсем иное «Иваново детство». Может быть, бытовая, психологическая драма, хотя с той же мыслью. Наверняка не звучал бы там символическим набатом колокол, в который бьет Иван, играя сам с собой в войну. Наверняка и песню на патефонной пластинке там слушали бы другую – не Шаляпина. Но этот фильм интересен своим индивидуальным видением жизни. Как этот колокол, картина не просто говорит, но требует, взывает к человечности и к жизни. Открыто, темпераментно – набатно. В этом пафос фильма, в этом его сила».

Статья С.Турушина «Позади 1000000 километров», посвященная киножурналисту Владиславу Микоше, снимавшему Гагарина, челюскинцев, оборону Севастополя.
«И еще Микоша мечтает снять фильм о Ленине. Уже виден замысел картины.
- Она должна быть очень лаконичной и эмоциональной. В каждом эпизоде ее будет мысль, что Ленин всегда с нами, он воодушевляет нас на трудовые подвиги, он живет в сердце каждого советского человека. Такова главная тема этого фильма, - говорит оператор».
Надо сказать, что Владислав Микоша, легенда кинодокументалистики, прожил долгую и насыщенную событиями жизнь – 95 лет. Весной в Москве в рамках «Фотобиеннале 2012» прошла выставка его работ «Машина времени. Цвет. 1930-1970-е».

Монолог Григория Козинцева «Наш современник – Шекспир». Приступая к экранизации «Гамлета», прославленный режиссер сказал:
«Менее всего Гамлет представляется мне каким-то извечным печальником, страдальцем, «плакальщиком за человечество». Нет, он – еретик. Он – человек, который не желает плыть по течению, не может примириться с жизнью, основанной на лжи. Он верит в высокую роль и назначение человека. И поэтому государство, в котором он живет, для него – тюрьма. Не какое-то отвлеченное государство вообще, нет, а исторически конкретное общество, изображенное Шекспиром. Поэтому перед гамлетом возникает не отвлеченный вопрос – «Быть или не быть?» Герой трагедии мучительно решает, быть иль не быть в государстве-тюрьме, где детей воспитывают по советам Полония, делают карьеру способами Гильденстерна и Розенкранца, где Клавдий представляет государственное право.
Всему этому Гамлет говорит: «Нет, не согласен!» И борется он не за трон Дании, а за то, чтобы сорвать красивые одежды с окружающей его лжи и грязи, вытравить позолоту, прикрывающую гниль и распад общества».
Надо ли напоминать, что Гамлета сыграл герой нынешней обложки Иннокентий Смоктуновский? Теперь у него уже стало «Три роли». А Козинцев в завершении анонсирует выход своей книги «Мой современник Шекспир». Перечтите ее! Мощная, программная работа - с которой имеет смысл ознакомиться всем ценителям кино и литературы. Сейчас режиссеры таких книг больше не пишут.

«На киностудии «Мосфильм» заканчиваются съемки цветной кинокомедии «Семь нянек». Сценарий Ю.Дунского и В.Фрида, режиссер Р.Быков. Герой картины Афанасий (С.Морозов)».

Об актрисе Нинель Мышковой рассказывает режиссер Александр Роу:
«Особое место в творчестве молодой актрисы занимают образы, созданные ею в фильмах-былинах, в фильмах-сказках. Ильмень-царевна («Садко»), Василиса – верная подруга славного богатыря Ильи («Илья Муромец»). Рисунок роли, взгляд героини, жест – все здесь продумано, все отшлифовано, все оправдано и согрето большим внутренним теплом. {…} Мышкова удачно взяла старт, а до финиша еще очень-очень далеко, - он находится «за морями, окиянами, за горами-великанами». Хочется пожелать талантливой актрисе больших актерских удач на всех этапах ее творческого пути».

«Киномозаика» - новости зарубежных киностудий и международного проката. «Баллада о солдате» заняла четвертое место в списке предпочтений греческих зрителей, уступив только лентам местного производства и опередив «все голливудские супербоевики, наводняющие греческие экраны». Фильм «Повесть пламенных лет» пользуется большим успехом в Японии. «Как сообщает японская пресса, в течение одного дня в четырех кинотеатрах Токио его посмотрело около двадцати тысяч человек. Эта цифра – своеобразный рекорд, которого в Японии не добивался еще ни один иностранный фильм».
Пьер Паоло Пазолини приступил к съемках своей второй картины «Мама Рома». Робер Брессон закончил новый фильм о суде над Жанной д’Арк. Орсон Уэллес поставит «Процесс» по Кафке. Прогрессивные кинематографисты Голливуда выступают против атомного оружия.
Самое интересное вот: «Луис Бюнуэль … работает сейчас во Франции, где ставит фильм «Гусар на крыше» по повести Жана Гионо. Эту повесть, рассказывающую о страшной эпидемии холеры во Франции в начале XVIII века, вначале собирался экранизировать известный шведский режиссер Ингмар Бергман».
Как мы знаем, Бунюэль (см. о нем «Бриллианты навсегда») этого фильма не поставил. Что это было? Только замысел? Или прервались съемки?.. Экранизация увидела свет только спустя три десятилетия, в 1995 году – за авторством Жана-Поля Раппно, с Жюльетт Бинош и Оливье Мартинезом в главных ролях.

Интервью с посетившим Советский Союз Эдуардо Де Филиппо – итальянского драматурга, сценариста, актера, режиссера. Вопросы любопытные: «Когда вы начали сниматься в кино?», «Ваша последняя работа в кино?», «Ваши любимые роли в кино?», «Ваши дальнейшие планы в кино?» Закончив с этим, журналист Т.Кулаковская переходит к главной теме своего визита: «Нас, естественно, интересует мнение Эдуардо о советском киноискусстве». Увы, мастер мало что видел, но выделяет фильмы «Дон Кихот» («огромное впечатление») и «Баллада о солдате» («необычайно человечная»), из классики – «Броненосец «Потемкин» («поражает современностью своего звучания»). «Советские фильмы (сужу по тем, что мне довелось видеть) – полны надежды. И за это я люблю их. Искусство не должно быть пессимистичным. Оно должно нести надежду. Искусство должно помогать людям жить».
Самая известная картина по его пьесе – «Брак по-итальянски» - в 1962-м еще не поставлена, она появится спустя два года.

Кинообозреватель газеты «Юманите» Самюэль Лашиз опечален новым фильмом Билли Уайлдера «Раз, два, три…»: «В картине нет ни грамма таланта и ни на грош ума. {…} Господин Уайльдер плохо рассчитал. Он хотел поставить новый антикоммунистический фильм, забыв, что Маккарти умер и что его приспешникам никогда не удавалось добиться успеха с фильмами такого сорта. {…} «Раз, два, три…» является образцом злонамеренного фильма, глупого, злобного. Это фильм для питекантропов в младенческом возрасте!..»
С нашей стороны Юр.Шер поддерживает негодование заграничного коллеги и задается вопросами, что же побудило пасть так низко художника, ранее ставившего в своих картинах большие гуманистические проблемы.
«Но каковы бы ни были побудительные причины, ясно одно: Уайльдер изменил прогрессивным тенденциям своего творчества. Мы далеки от мысли вести с ним душеспасительные разговоры. Просто хотелось бы напомнить, что сделка с совестью неминуемо приводит художника к творческому краху».
От себя же лично напомню, что про Билли Уайлдера у нас как-то был большой материал (тоже «Бриллианты навсегда», да), и скажу, что упомянутый фильм, по вышеупомянутым причинам у нас практически совершенно неизвестный, - очень смешной. Гомерически. Это, пожалуй, даже вообще один из самых смешных фильмов режиссера. Понятно, почему он так тогдашних «нас» так обидел.
Однако, как ни печально, высказанное проклятие достигло своей цели – лучшие картины мэтра остались позади.

Юморески Юрия Теребилова. Особенно мне нравится «Встреча с киногруппой» в правом нижнем углу.

Четвертую сторону обложки – Лариса Голубкина в роли Шуры Азаровой – внутри номера поддерживает репортаж В.Лунден о снимающемся сейчас на киностудии «Мосфильм» фильме «Гусарская баллада».
«В фильме будут погони, рукопашные схватки с противником, кавалерийские атаки. {…} Но, разумеется, реалистическое воспроизведение баталий не должно ни в коей мере обеднить жизненную полноту, все своеобразие лирических образов главных героев – Шуры Азаровой и поручика Ржевского. {…} Но наблюдая, с какой заинтересованностью, горячностью относится к делу съемочная группа, мы думаем о том, что фильм непременно должен получиться».

5377

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×