Максим Марков | «Советский экран» №10 за 1962 год

16.07.2012 00:45

«Четвертый раз «Советский экран» подводит итоги уже ставшего традиционным конкурса, который определяет лучший и худший фильмы года. Конкурс всегда встречает горячий, заинтересованный отклик у читателей. В нынешнем году он привлек значительно больше участников, чем в предыдущие годы. 24 174 полученных письма – прежде всего свидетельство огромной любви зрителей к самому массовому из искусств».
Это – главная тема номера, вышедшего почти ровно 50 лет назад (подписан в печать 28 апреля). На обложке – Александр Демьяненко.


24 174 письма… «Много это или мало? – задаются вопросом в журнале. – Чтобы собрать такой многолюдный форум любителей кино пришлось бы дважды арендовать самый большой зал нашей страны – Дворец спорта в Лужниках». Но при этом особо отмечается, что многие анкеты выражали коллективное мнение – 91 человек от горбольницы, 58 – от госархива литературы и искусства, 26 – от киностудии «Грузия-фильм».
Но вот – итоги! «Подсчет голосов показал, что зрители-участники жюри назвали ЛУЧШИМИ ФИЛЬМАМИ 1961 ГОДА: «Чистое небо» - 8298 голосов, «Битва в пути» - 6230, «Две жизни» - 3465, «Мир входящему» - 1585, «Друг мой, Колька» - 713; НАИБОЛЕЕ СЛАБЫМИ ФИЛЬМАМИ 1961 ГОДА: «Человек ниоткуда» - 6670 голосов, «Десять шагов к востоку» - 3758, «Птичка-невеличка» - 1563, «Осторожно, бабушка» - 1348, «Время летних отпусков» - 1254».
Для справки: «Человек ниоткуда» - это фильм Эльдара Рязанова с Сергеем Юрским, Юрием Яковлевым и Анатолием Папановым. Как же он мог попасть в списке худших?! - спросите вы. Дело в том, что это – комедия-абсурда, эксцентриада, а к такому жанру наш советский народ тогда не был привычен. Рязанов хотел разузнать границы возможного в столь хорошо подвластном ему жанре – но эксперимент не удался. Впрочем, режиссер быстро вернул доверие зрителей – в этом же 1962 году поставив «Гусарскую балладу».

География конкурса была обширна – вся страна. В редакцию даже пришло письмо со штампом «Дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс-10». 18-летний киномеханик А.Романюк объездил с кинопередвижкой украинские села и собрал 25 рукописных анкет, на Астраханском почтамте для сбора анкет был выделен специальный ящик. Свои анкеты прислали и зарубежные поклонники советского кинематографа – из КНДР, ДРВ, Болгарии, Чехословакии, Польши…

«…Письма зрителей говорят о том, что было бы неверным измерять успехи кинематографического года только «обоймой» из пяти картин. Эти фильмы понравились больше других. Каждый из них получил наивысшую оценку у большого числа зрителей. Но около четырех тысяч, участвовавших в голосовании, назвали лучшими картинами года фильмы, не вошедшие в список первых пяти. Вслед за ними (в порядке убывающего числа голосов) идут: «Карьера Димы Горина», «Евдокия», «Поднятая целина» (III серия), «Полосатый рейс», «Прощайте, голуби». Эти картины собрали по 250-500 голосов… Всего список фильмов, указанных зрителями как лучшие, насчитывает свыше 25 названий. … Это подтверждает мнение зрителей, что «хороших фильмов стало больше», что «выбор стал богаче».

Герман Титов в гостях у пионеров – кадр из фильма «Новое на Востоке». Его сопровождает статья Н.Якубович:
«В Москве и Волгограде, на Волго-Донском канале и в Целинном крае, в Грузии, республиках Средней Азии рождались кадры этого цветного широкоэкранного фильма-рассказа о Советском Союзе, о грандиозных переменах в жизни нашей страны, о ее замечательных людях, покоривших целинные земли и целину космоса. {…} «Поразительно!» - это слово чаще других встречалось в лексиконе постановщика фильма итальянского режиссера Ромоло Марчеллини».

Обложку номера поддерживает материал А.Кривошеина из рубрики «Творчество молодых», посвященный молодому артисту Александру Демьяненко. На данный момент он знаком зрителю по картинам «Ветер», «Взрослые дети», «Карьера Димы Горина» и, конечно, «Мир входящему» (4 место в итоговом хит-параде).
«Удивленно переглядывались члены приемной комиссии, когда худенький паренек в очках объявлял:
- «Лес» Островского. Сцена встречи Геннадия и Аркашки.
- Как?! Вы сразу за двоих собираетесь играть?
А когда он кончал чтение, экзаменаторы шептались:
- Редкий диапазон… - и допускали до следующего тура».
«Операция Ы» и обессмертивший актера Шурик появятся через три года.

Материал В.Лунден и фотографа Г.Тер-Ованесова об Александре Птушко – «Режиссер, механик, художник». Оказывается, известный режиссер, поставивший фильмы «Илья Муромец», «Садко», «Новый Гулливер» и «Алые паруса» (которые, кстати, были отмечены в итогах 1961 года, но почему-то не попали на лидирующие строчки)… Так вот, оказывается он еще и скульптор, и живописец, и даже порою портной.
«Когда съемки были закончены и киноэкспедиция собиралась домой, рабочих попросили выкорчевать придорожную корягу. Получив ее, руководитель экспедиции режиссер Александр Лукчи Птушко обрадовался, как ребенок. Никто не мог догадаться, чем привлекли его эти переплетенные старые корни. А когда он удалил стамеской лишние куски дерева, то коряга вдруг превратилась в два загадочных лесных существа, застывших в экспрессивном танце… У Птушко-скульптора есть излюбленный материал – дерево. Причем он никогда не стремится к натуралистическому правдоподобию, а очень тонко использует буйную фантазию природы. Поэтому его работы так оригинальны».

«О времена, о нравы…»: «За последнее время зарубежные студии проявляют большой интерес к экранизации русской классики… Так, в конце 1961 года две кинофирмы – парижская «Танос-фильм» и миланская «Европейская кинематографическая компании» - договорились с югославской «Дубрава-фильм» о совместной экранизации «Тараса Бульбы». Через месяц после начала съемок продюсеры узнали, что американцы снимают в Аргентине свою версию «Тараса Бульбы» с Юлом Бриннером и Тони Кертисом в главных ролях. Вот тут-то и началась борьба за время – нужно было во что бы то ни стало завершить начатые в Загребе съемки еще до выхода американо-аргентинского фильма…» Ситуацию облегчило пришедшее из Аргентины известие, что «Бриннер, падая с лошади, сломал ногу».
Однако странно: imdb указывает, что как раз американская картина была сотворена в сотрудничестве с югославами, хоть и снималась действительно в Аргентине. Страница же другого фильма указаний об Югославии лишена. Что же это – ошибка набора?..
Кстати сказать, режиссер американской картины – легендарный Дж. Ли Томпсон, перед этим как раз поставивший «Мыс страха», а чуть позже – «Золото Маккенны», фильм, который станет суперхитом и в СССР. Интересно, напишет ли о нем в 69-м «Советский экран»?..

Рубрика «Киномозаика»: новый фильм с участием Альберто Сорди, премия Луи Люмьера – Крису Маркеру, киноальманах «Любовь в 20 лет»… Но интереснее всего заметка «Экран из пластмассы», рассказывающая о ноу-хау Научно-исследовательского кинофотоинститута, Научно-исследовательского института искусственных пленок и Лаборатории лакокраскопокрытия:
«Разработанный советскими учеными белый пластикат обладает высокой отражательной способностью, поэтому не нуждается в дополнительном покрытии, хорошо моется, достаточно прочен. Но вот беда! Ширина пластиката, выпускаемого нашей промышленностью, не превышает 70 сантиметров. Чтобы новому материалу открыть в кино зеленую улицу, надо было придумать способ высококачественной сварки пластиката. После долгих поисков остановились на сварке токами высокой частоты. Специальный прибор сваривает пластикат почти незаметным и прочным швом. … В дни XXII съезда КПСС в Кремлевском Дворце съездов был установлен 30-метровый экран из пластмассы». В заключение сообщается, что в летних кинотеатрах благодаря такому экрану фильмы можно будет демонстрировать и днем, без затемнения.

Четвертая сторона обложки – репродукции киноплакатов работы художников Сергея Дацкевича («49 дней», «Иваново детство») и Юрия Царева («Воскресение», «А если это любовь?»).

6673

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×