Максим Марков | «Советский экран» №10 за 1962 год
«Четвертый раз «Советский экран» подводит итоги уже ставшего традиционным конкурса, который определяет лучший и худший фильмы года. Конкурс всегда встречает горячий, заинтересованный отклик у читателей. В нынешнем году он привлек значительно больше участников, чем в предыдущие годы. 24 174 полученных письма – прежде всего свидетельство огромной любви зрителей к самому массовому из искусств».
Это – главная тема номера, вышедшего почти ровно 50 лет назад (подписан в печать 28 апреля). На обложке – Александр Демьяненко.
Но вот – итоги! «Подсчет голосов показал, что зрители-участники жюри назвали ЛУЧШИМИ ФИЛЬМАМИ 1961 ГОДА: «Чистое небо» - 8298 голосов, «Битва в пути» - 6230, «Две жизни» - 3465, «Мир входящему» - 1585, «Друг мой, Колька» - 713; НАИБОЛЕЕ СЛАБЫМИ ФИЛЬМАМИ 1961 ГОДА: «Человек ниоткуда» - 6670 голосов, «Десять шагов к востоку» - 3758, «Птичка-невеличка» - 1563, «Осторожно, бабушка» - 1348, «Время летних отпусков» - 1254».
Для справки: «Человек ниоткуда» - это фильм Эльдара Рязанова с Сергеем Юрским, Юрием Яковлевым и Анатолием Папановым. Как же он мог попасть в списке худших?! - спросите вы. Дело в том, что это – комедия-абсурда, эксцентриада, а к такому жанру наш советский народ тогда не был привычен. Рязанов хотел разузнать границы возможного в столь хорошо подвластном ему жанре – но эксперимент не удался. Впрочем, режиссер быстро вернул доверие зрителей – в этом же 1962 году поставив «Гусарскую балладу».
«В Москве и Волгограде, на Волго-Донском канале и в Целинном крае, в Грузии, республиках Средней Азии рождались кадры этого цветного широкоэкранного фильма-рассказа о Советском Союзе, о грандиозных переменах в жизни нашей страны, о ее замечательных людях, покоривших целинные земли и целину космоса. {…} «Поразительно!» - это слово чаще других встречалось в лексиконе постановщика фильма итальянского режиссера Ромоло Марчеллини».
«Удивленно переглядывались члены приемной комиссии, когда худенький паренек в очках объявлял:
- «Лес» Островского. Сцена встречи Геннадия и Аркашки.
- Как?! Вы сразу за двоих собираетесь играть?
А когда он кончал чтение, экзаменаторы шептались:
- Редкий диапазон… - и допускали до следующего тура».
«Операция Ы» и обессмертивший актера Шурик появятся через три года.
«Когда съемки были закончены и киноэкспедиция собиралась домой, рабочих попросили выкорчевать придорожную корягу. Получив ее, руководитель экспедиции режиссер Александр Лукчи Птушко обрадовался, как ребенок. Никто не мог догадаться, чем привлекли его эти переплетенные старые корни. А когда он удалил стамеской лишние куски дерева, то коряга вдруг превратилась в два загадочных лесных существа, застывших в экспрессивном танце… У Птушко-скульптора есть излюбленный материал – дерево. Причем он никогда не стремится к натуралистическому правдоподобию, а очень тонко использует буйную фантазию природы. Поэтому его работы так оригинальны».
Однако странно: imdb указывает, что как раз американская картина была сотворена в сотрудничестве с югославами, хоть и снималась действительно в Аргентине. Страница же другого фильма указаний об Югославии лишена. Что же это – ошибка набора?..
Кстати сказать, режиссер американской картины – легендарный Дж. Ли Томпсон, перед этим как раз поставивший «Мыс страха», а чуть позже – «Золото Маккенны», фильм, который станет суперхитом и в СССР. Интересно, напишет ли о нем в 69-м «Советский экран»?..
«Разработанный советскими учеными белый пластикат обладает высокой отражательной способностью, поэтому не нуждается в дополнительном покрытии, хорошо моется, достаточно прочен. Но вот беда! Ширина пластиката, выпускаемого нашей промышленностью, не превышает 70 сантиметров. Чтобы новому материалу открыть в кино зеленую улицу, надо было придумать способ высококачественной сварки пластиката. После долгих поисков остановились на сварке токами высокой частоты. Специальный прибор сваривает пластикат почти незаметным и прочным швом. … В дни XXII съезда КПСС в Кремлевском Дворце съездов был установлен 30-метровый экран из пластмассы». В заключение сообщается, что в летних кинотеатрах благодаря такому экрану фильмы можно будет демонстрировать и днем, без затемнения.