Максим Марков | «Советский экран» №12 за 1957 год: в преддверии 40-летия Октября
Сегодня у нас важный номер. Он хоть и июньский, но полностью пропитан общесоветской подготовкой к празднованию 40-летия Великого Октября. Тем, кто не застал этот период хотя бы на закате, а вырос уже в новой России, имеет смысл особого приглядеться к опубликованным здесь материалам: чтобы понять, что пропаганда нынешних времен – это пшик по сравнению с тем, как работала машина 55 лет назад. Если вы думаете, что живете в несвободной стране – значит, вы просто не знаете, каково было жить в СССР.
Кадры из готовящихся фильмов (сверху вниз): «Степан Кольчугин», «Миколка Паровоз», «Крутые ступени», «Семья Ульяновых», «Ботагоз», «Коммунист», «Огненные версты». Каждой из этих картин в номере посвящен отдельный материал.
Сегодня фильм не просто совершенно забыт (как и большинство прочих), но даже считается утерянным. Хотя именно сейчас его было бы интересно разыскать и посмотреть - из-за имени писателя, написавшего роман. Это Василий Гроссман. Кто не вздрогнул, напомню про великого «Комиссара» Александра Аскольдова, а кому и этого мало – уже довольно скоро нас ждет главное телевизионное событие этого года – новый многосерийный фильм Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба». В основе которого – роман Гроссмана, запрещенный в советское время (чем, скорее всего, объясняется и «пропажа» «Степана Кольчугина»), а ныне признаваемый одним из лучших литературных произведений ХХ века.
Подпись к центральной фотографии: «Запальщик Звонков (артист Н.Тимофеев) пришел к Марфе (артистка Н.Никитина), женщине с золотыми руками, чтобы та отремонтировала оружие для революционной шахтерской дружины. «Ты, парень, не сомневайся, - говорит ему Марфа, - надо, и бомбы и пушки – все сделаем!»
Режиссер Лев Голуб (для которого это вторая картина) в течение следующих двадцати лет зарекомендует себя мастером работы с детьми – причем в большей степени его волновала судьба ребенка на фоне эпохи: каждый раз его маленькие герои будут подвергаться серьезным опасностям и преодолевать непреодолимые препятствия. Сами за себя говорят одни только названия его фильмов: «Дети партизана», «Улица младшего сына», «Анютина дорога», «Маленький сержант»… Самый знаменитый, пожалуй, его фильм, который до сих пор можно увидеть по соответствующим праздникам на ТВ, - «Девочка ищет отца».
«На Алма-атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов сейчас пора напряженной творческой страды. Дублируются на казахский язык картины, созданные на других, советских и зарубежных киностудиях. Бесперебойно сдают свою продукцию республиканской конторе кинопроката кинодокументалисты-хроникеры. Ведутся съемки ряда художественных картин.
Но главное и основное сейчас в производственной и творческой деятельности коллектива студии – работа над большим историко-революционным цветным художественным фильмом «Ботагоз», посвященным 40-летию Великого Октября. … Заключительные кадры фильма расскажут о тех днях, когда на степных просторах Казахстана, как и во всей России, была установлена власть трудового народа».
Подробностей о фильме из сегодняшнего дня мне найти не удалось.
Прочие юбилейные фильмы, как мы видим, не сохранились в памяти народной, а вот «Коммунист» Юлия Райзмана – это, поверьте, настоящий шедевр. Просто поверьте – и посмотрите. Это один из самых главных фильмов советской истории – не утративший своего кинематографического значения и в нынешнюю пору. «Зерно», обеспечившее ему бессмертие, заключается в том, что авторам картины (сценарий – Евгения Габриловича) важен не коммунист сам по себе, им важен Человек. Человек, который поверил – и который за Веру свою готов хоть горы свернуть, хоть жизнь свою драгоценную отдать. А это – сюжет вне времени, вне сиюминутных оценок.
Спустя год «Коммунист» будет назван читателями «Советского экрана» лучшим фильмом 1958-го.
Роль Василия исполняет Е.Урбанский – дипломник школы-студии МХАТ. Это его первое выступление в кино, и работать ему приходится особенно упорно. …
На мой взгляд, в сценарии интересно говорится о Ленине, убедительно раскрывается его огромная воля, сила гениального ума, большое обаяние. Не трудно представить ответственность, которая ложится на исполнителя роли Ленина артиста Б.Смирнова. если Б.Смирнов и не обладает абсолютным портретным сходством с Лениным, то он, несомненно, тонко чувствует и правдиво передает основные черты характера вождя: простоту, благородство души и доброту».
Фото вверху - режиссер Юлий Райзман и оператор Александр Шеленков, фото внизу – Софья Павлова в роли Анюты.
Справа – фотографии новых кинотеатров. Ниже – заметка о повторной печати особенно важных сейчас фильмов: «В проявочном цехе Московской копировальной кинофабрики, где печатаются новые копии историко-революционных фильмов».
По завершению работы картина получила название «Сквозь годы мчась…» (также известна как «Незабываемые годы»).
«…Парню очень хотелось
Счастье здесь увидать.
За рабочее дело
Он ушел воевать…»