Максим Марков | «Советский экран» №12 за 1957 год: в преддверии 40-летия Октября

23.09.2012 23:33

Сегодня у нас важный номер. Он хоть и июньский, но полностью пропитан общесоветской подготовкой к празднованию 40-летия Великого Октября. Тем, кто не застал этот период хотя бы на закате, а вырос уже в новой России, имеет смысл особого приглядеться к опубликованным здесь материалам: чтобы понять, что пропаганда нынешних времен – это пшик по сравнению с тем, как работала машина 55 лет назад. Если вы думаете, что живете в несвободной стране – значит, вы просто не знаете, каково было жить в СССР.

Первая и вторая страницы обложки отданы новому фильму Сергея Герасимова: «На киностудии им. М. Горького близятся к концу съемки кинотрилогии по роману М.Шолохова «Тихий Дон»… Работу над первыми двумя сериями намечено завершить к сороковой годовщине Октября.»




Вводная статья «К сорокалетию Октября»: «Советский народ с огромным энтузиазмом готовится к встрече 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции… На всех киностудиях страны идет напряженная работа над созданием фильмов на историко-партийные и революционные темы».
Кадры из готовящихся фильмов (сверху вниз): «Степан Кольчугин», «Миколка Паровоз», «Крутые ступени», «Семья Ульяновых», «Ботагоз», «Коммунист», «Огненные версты». Каждой из этих картин в номере посвящен отдельный материал.

«Степан Кольчугин» - экранизация одноименной эпической трилогии (вернее, только первой ее части) о событиях на Донбассе, режиссер Тамара Родионова. «Как же в пестром людском окружении сложится судьба Степана? Попадет ли он под влияние людей темных, отсталых, полудиких, вроде толстяка коногона? А вдруг сопьется? ... Авторы заставляют зрителей неотрывно следить за всеми поступками молодого Кольчугина, каждый раз беспокоиться о том, правильный ли он выберет путь, выбьется ли в конце концов в люди».
Сегодня фильм не просто совершенно забыт (как и большинство прочих), но даже считается утерянным. Хотя именно сейчас его было бы интересно разыскать и посмотреть - из-за имени писателя, написавшего роман. Это Василий Гроссман. Кто не вздрогнул, напомню про великого «Комиссара» Александра Аскольдова, а кому и этого мало – уже довольно скоро нас ждет главное телевизионное событие этого года – новый многосерийный фильм Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба». В основе которого – роман Гроссмана, запрещенный в советское время (чем, скорее всего, объясняется и «пропажа» «Степана Кольчугина»), а ныне признаваемый одним из лучших литературных произведений ХХ века.
Подпись к центральной фотографии: «Запальщик Звонков (артист Н.Тимофеев) пришел к Марфе (артистка Н.Никитина), женщине с золотыми руками, чтобы та отремонтировала оружие для революционной шахтерской дружины. «Ты, парень, не сомневайся, - говорит ему Марфа, - надо, и бомбы и пушки – все сделаем!»

«Миколка Паровоз»: «Вот уже третий год длится империалистическая война. Миколка, белорусский школьник, по прозвищу Паровоз, сын помощника машиниста, каждый день видит, как тянутся на запад эшелоны с солдатами, пушками, походными кухнями. А обратно, на восток, везут и везут раненых. Много горя вокруг! Свое горе появилось и у Миколки. Обидел его «толстопузый» начальник станции. И из школы ни за что выгнали. Вот и решил он пожаловаться. Да не кому-нибудь, а самому царю. Благо тот должен через их станцию проехать. Нетрудно представить, что получилось из этой жалобы. …»
Режиссер Лев Голуб (для которого это вторая картина) в течение следующих двадцати лет зарекомендует себя мастером работы с детьми – причем в большей степени его волновала судьба ребенка на фоне эпохи: каждый раз его маленькие герои будут подвергаться серьезным опасностям и преодолевать непреодолимые препятствия. Сами за себя говорят одни только названия его фильмов: «Дети партизана», «Улица младшего сына», «Анютина дорога», «Маленький сержант»… Самый знаменитый, пожалуй, его фильм, который до сих пор можно увидеть по соответствующим праздникам на ТВ, - «Девочка ищет отца».

Кадр из фильма «Ботагоз». Григорий Кузнецов – артист В.Макаров, Амантай – артист Идрис Ногайбаев.
«На Алма-атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов сейчас пора напряженной творческой страды. Дублируются на казахский язык картины, созданные на других, советских и зарубежных киностудиях. Бесперебойно сдают свою продукцию республиканской конторе кинопроката кинодокументалисты-хроникеры. Ведутся съемки ряда художественных картин.
Но главное и основное сейчас в производственной и творческой деятельности коллектива студии – работа над большим историко-революционным цветным художественным фильмом «Ботагоз», посвященным 40-летию Великого Октября. … Заключительные кадры фильма расскажут о тех днях, когда на степных просторах Казахстана, как и во всей России, была установлена власть трудового народа».
Подробностей о фильме из сегодняшнего дня мне найти не удалось.

«Коммунист»: Ленин - Борис Смирнов, Василий – Евгений Урбанский.
Прочие юбилейные фильмы, как мы видим, не сохранились в памяти народной, а вот «Коммунист» Юлия Райзмана – это, поверьте, настоящий шедевр. Просто поверьте – и посмотрите. Это один из самых главных фильмов советской истории – не утративший своего кинематографического значения и в нынешнюю пору. «Зерно», обеспечившее ему бессмертие, заключается в том, что авторам картины (сценарий – Евгения Габриловича) важен не коммунист сам по себе, им важен Человек. Человек, который поверил – и который за Веру свою готов хоть горы свернуть, хоть жизнь свою драгоценную отдать. А это – сюжет вне времени, вне сиюминутных оценок.
Спустя год «Коммунист» будет назван читателями «Советского экрана» лучшим фильмом 1958-го.
Юлий Райзман, режиссер: «Действие нашего фильма происходит на строительстве Шатурской электростанции. Но стройку мы покажем в фильме лишь как фон, на котором развернутся драматические события. Наша цель – показать борьбу народа за воплощение идей Ленина в трудные годы становления советского государства. …
Роль Василия исполняет Е.Урбанский – дипломник школы-студии МХАТ. Это его первое выступление в кино, и работать ему приходится особенно упорно. …
На мой взгляд, в сценарии интересно говорится о Ленине, убедительно раскрывается его огромная воля, сила гениального ума, большое обаяние. Не трудно представить ответственность, которая ложится на исполнителя роли Ленина артиста Б.Смирнова. если Б.Смирнов и не обладает абсолютным портретным сходством с Лениным, то он, несомненно, тонко чувствует и правдиво передает основные черты характера вождя: простоту, благородство души и доброту».
Фото вверху - режиссер Юлий Райзман и оператор Александр Шеленков, фото внизу – Софья Павлова в роли Анюты.

«Огненные версты», реж. Самсон Самсонов. На верхнем фото – Иван Савкин и Евгений Буренков, внизу – Михаил Трояновский и Антоний Ходурский. Девушка – Маргарита Володина, это ее дебют в кино. Спустя шесть лет, по итогам 1963 года, журнал «Советский экран» назовет ее лучшей актрисой за роль в картине того же Самсонова «Оптимистическая трагедия» (та в свою очередь будет названа лучшим фильмом года).

Отчет «Перед праздником»: «Киносеть Союза развернула большую работу по пропаганде фильмов, показывающих борьбу Коммунистической партии и советского народа за установление советской власти и победу социализма. … В 27 кинотеатрах и клубах города Томска демонстрировались хроникально-документальные фильмы «В.И.Ленин» и «Кинодокументы о Ленине». … Во Дворцах и Домах культуры Харькова проведен кинофестиваль на тему «В.И.Ленин – основатель и руководитель первого в мире социалистического государства». Перед демонстрацией фильмов читались доклады о жизни и деятельности В.И.Ленина. … Во многих городах организованы кинофестивали на тему «Коммунистическая партия Советского Союза – великая руководящая сила советского народа в борьбе за построение коммунизма».
Справа – фотографии новых кинотеатров. Ниже – заметка о повторной печати особенно важных сейчас фильмов: «В проявочном цехе Московской копировальной кинофабрики, где печатаются новые копии историко-революционных фильмов».

Разворот «Творчество кинодокументалистов». Первый советский лауреат «Оскара» (за «Разгром немецких войск под Москвой») Илья Копалин пишет о будущем фильме «Документы истории»: «Мы не ставим перед собой задачи создать фильм-лекцию, последовательно излагающую историю Советского государства за сорок лет. Мы хотим отобразить лишь наиболее значительные и волнующие страницы истории, наиболее впечатляющие картины жизни нашего народа, его борьбы и побед. … Из миллионов метров бесценной кинолетописи, хранящейся в Государственном киноархиве, мы выбираем кадры, наиболее ярко запечатлевшие суровые дни первых лет революции и гражданской войны, годы становления Советского государства, великий трудовой энтузиазм народа в годы первых пятилеток, героизм советских людей в Великой Отечественной войне, расцвет нашей промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры».
По завершению работы картина получила название «Сквозь годы мчась…» (также известна как «Незабываемые годы»).

Викторина «1917 – 1957»: «Здесь напечатаны кадры из наиболее известных историко-революционных фильмов. Назовите эти фильмы и фамилии режиссеров-постановщиков». Дерзайте!

Песня из фильма «Они были первыми», музыка М.Фрадкина, слова Е.Долматовского:
«…Парню очень хотелось
Счастье здесь увидать.
За рабочее дело
Он ушел воевать…»

Закрывает журнал кадр из документального фильма «По ленинским местам». Комната В.И.Ленина в селе Шушенском.

5778

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×