Максим Марков | «Тайна двух океанов»

19.04.2012 09:56

Тут, говорят, провалился «Шпион». Провал, впрочем, относительный. Во-первых, 90% отечественных лент даже до такой суммы сборов все равно не добираются. Во-вторых, любые убытки окупятся при показе телеверсии. В-третьих, налицо отсутствие провала художественного: фильм хороший – и это главное.

А 55 лет назад, когда выходил другой шпионский фильм – ныне культовый – «Тайна двух океанов», критики, наоборот, печалились о его низкопробности, зато зрители валили в кинотеатры валом: только за первый год картина привлекла 31 миллион таковых. Впрочем, тут надо учесть, что в эту цифру включены и многократные повторные визиты: мальчишки той поры, что называется, засматривали фильмокопию до дыр. Благо никакой конкуренции со стороны Голливуда фильм в то чистое, незамутненное блокбастерами время, конечно, не испытывал.



Суть истории в следующем. В самое начало фильма поставлены два взрыва: первый в Атлантическом океане, второй – в Тихом. На дно уходят советский и французский теплоходы. Как говорится, при самых загадочных обстоятельствах. «Два теплохода, два различных океана и один и тот же роковой конец», - разумеется, это всё неспроста. На место одной из катастроф в срочном порядке делегируется подлодка «Пионер» - необходимо срочно установить её причину. «Открыв тайну Атлантического океана, мы узнаем и тайну Тихого», - понимает капитан первого ранга, Герой Советского Союза в исполнении Сергея Столярова. Однако взрывы – это только завязка, и ими дело отнюдь не ограничивается. Потому как каким-то невероятным образом на советскую подлодку, выполняющую сверхсекретное задание, пробрался шпион. В то время как разведка ведет его поиски и в воде, и на суше, зритель гадает: кто же из тех двух, которые?..

Еще в картине будут айсберги – но капитан рискнет и не станет менять курс, и лодка окажется в ледяном плену среди сомкнувшихся льдов. И будут скалы, в которые лодка непременно должна бы врезаться при такой скорости, - и вновь командир отважно и мудро ответит: «Я это учел». Ну уж а когда ему ближе к финалу доложат: «Торпеды стремительно приближаются», то и здесь он не растеряется и снова уверенно скажет: «Знаю». И вот эти его прекрасные команды: «Глубина 300 метров, курс 185, скорость 45 узлов!», «Срочное погружение! Ложусь на грунт», - одно ведь удовольствие слушать!.. А, да, под конец первой серии (а их две) появится еще гигантский кальмар, который захватит батискаф с ученым внутри, - но и тут, разумеется, найдется верное решение. Но это всё антураж – а главное, конечно, это история с диверсантом-шпионом: «Товарищи матросы и офицеры! На нашем корабле орудовал враг. Перед побегом он мог заминировать лодку».


Легендарное, короче говоря, кино! Диплом жюри кинофестиваля в Дамаске - между прочим, «За высокую технику производства и разработку научно-фантастического сюжета» (напомню, речь идет о съемках 1955-56-го годов!). В основе фильма лежит одноименный роман Григория Адамова, увидевший свет за двадцать лет до экранизации, - но сценарий, как отмечают специалисты, от книги сильно отличается и порою вообще не про то. Но это и не удивительно – подобное часто бывает. Удивительнее то, что имя режиссера Константина Пипинашвили осталось в истории только благодаря этой картине. Вслед за таким вот «боевиком» он – вместо того, чтобы продолжать развивать жанр, - снимает вдруг фильм про Маяковского. Впрочем, не «вдруг» - до этого у него еще была биография грузинского поэта Акакия Церетели, так что, следует сделать вывод, поэзия его интересовала куда больше приключений, и как раз «Тайна двух океанов» была исключением, на которое он в силу каких-то причин согласился.

Помимо Сергея Столярова в фильме сыграли также… Впрочем, чуток еще остановимся: есть подозрение, что и это легендарное имя сегодня далеко не всем уже, к сожалению, известно. По крайней мере полгода назад столетие этого замечательного артиста прошло практически незамеченным. А ведь для СССР это была ролевая модель, ключевая в кино фигура. Достаточно упомянуть, что это именно он стал прообразом того самого Рабочего, который вот уже сколько лет вместе с Колхозницей стоит неподалеку от ВДНХ и украшает собой заставку «Мосфильма». Это он в фильме «Цирк» спел «Широка страна моя родная». Это он сыграл в лучших сказках советской эпохи – причем роль Садко исполнил всего за несколько лет до «Тайны двух океанов». Это он… Да, это он.

Так вот, помимо Столярова в картине сыграли… Игорь Владимиров - мощный театральный актер, дебютировавший здесь (довольно поздно) в кино. Но в дальнейшем он не стал всерьез развивать свою кинокарьеру, так как был назначен руководителем питерского Театра имени Ленсовета – и полностью сосредоточился на этом (еще он был мужем Зинаиды Шарко и Алисы Фрейндлих).

Михаил Глузский – за шесть десятилетий в кино переигравший полторы сотни ролей. И хотя главных среди них – к прискорбию очень мало, даже маленькие, небольшие роли принесли ему заслуженную славу и любовь широкой публики.

Павел Луспекаев же сыграл до обидно мало (он не дожил до 43-х), но зато известен, наверное, абсолютно всем в нашей стране – как Верещагин из «Белого солнца пустыни». В «Тайне двух океанов» была одна из первых его киноролей.

И под конец – крохотный бонус: вырезка из журнала «Советский экран», из второго номера за 1957 год. Я специально не стал помещать ее в свой первый журнальный обзор, так как знал уже, что будет шанс к ней особо вернуться.

4760

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×