Максим Марков | «Тайна двух океанов»
Тут, говорят, провалился «Шпион». Провал, впрочем, относительный. Во-первых, 90% отечественных лент даже до такой суммы сборов все равно не добираются. Во-вторых, любые убытки окупятся при показе телеверсии. В-третьих, налицо отсутствие провала художественного: фильм хороший – и это главное.
А 55 лет назад, когда выходил другой шпионский фильм – ныне культовый – «Тайна двух океанов», критики, наоборот, печалились о его низкопробности, зато зрители валили в кинотеатры валом: только за первый год картина привлекла 31 миллион таковых. Впрочем, тут надо учесть, что в эту цифру включены и многократные повторные визиты: мальчишки той поры, что называется, засматривали фильмокопию до дыр. Благо никакой конкуренции со стороны Голливуда фильм в то чистое, незамутненное блокбастерами время, конечно, не испытывал.
Суть истории в следующем. В самое начало фильма поставлены два взрыва: первый в Атлантическом океане, второй – в Тихом. На дно уходят советский и французский теплоходы. Как говорится, при самых загадочных обстоятельствах. «Два теплохода, два различных океана и один и тот же роковой конец», - разумеется, это всё неспроста. На место одной из катастроф в срочном порядке делегируется подлодка «Пионер» - необходимо срочно установить её причину. «Открыв тайну Атлантического океана, мы узнаем и тайну Тихого», - понимает капитан первого ранга, Герой Советского Союза в исполнении Сергея Столярова. Однако взрывы – это только завязка, и ими дело отнюдь не ограничивается. Потому как каким-то невероятным образом на советскую подлодку, выполняющую сверхсекретное задание, пробрался шпион. В то время как разведка ведет его поиски и в воде, и на суше, зритель гадает: кто же из тех двух, которые?..
Еще в картине будут айсберги – но капитан рискнет и не станет менять курс, и лодка окажется в ледяном плену среди сомкнувшихся льдов. И будут скалы, в которые лодка непременно должна бы врезаться при такой скорости, - и вновь командир отважно и мудро ответит: «Я это учел». Ну уж а когда ему ближе к финалу доложат: «Торпеды стремительно приближаются», то и здесь он не растеряется и снова уверенно скажет: «Знаю». И вот эти его прекрасные команды: «Глубина 300 метров, курс 185, скорость 45 узлов!», «Срочное погружение! Ложусь на грунт», - одно ведь удовольствие слушать!.. А, да, под конец первой серии (а их две) появится еще гигантский кальмар, который захватит батискаф с ученым внутри, - но и тут, разумеется, найдется верное решение. Но это всё антураж – а главное, конечно, это история с диверсантом-шпионом: «Товарищи матросы и офицеры! На нашем корабле орудовал враг. Перед побегом он мог заминировать лодку».
Легендарное, короче говоря, кино! Диплом жюри кинофестиваля в Дамаске - между прочим, «За высокую технику производства и разработку научно-фантастического сюжета» (напомню, речь идет о съемках 1955-56-го годов!). В основе фильма лежит одноименный роман Григория Адамова, увидевший свет за двадцать лет до экранизации, - но сценарий, как отмечают специалисты, от книги сильно отличается и порою вообще не про то. Но это и не удивительно – подобное часто бывает. Удивительнее то, что имя режиссера Константина Пипинашвили осталось в истории только благодаря этой картине. Вслед за таким вот «боевиком» он – вместо того, чтобы продолжать развивать жанр, - снимает вдруг фильм про Маяковского. Впрочем, не «вдруг» - до этого у него еще была биография грузинского поэта Акакия Церетели, так что, следует сделать вывод, поэзия его интересовала куда больше приключений, и как раз «Тайна двух океанов» была исключением, на которое он в силу каких-то причин согласился.
Так вот, помимо Столярова в картине сыграли… Игорь Владимиров - мощный театральный актер, дебютировавший здесь (довольно поздно) в кино. Но в дальнейшем он не стал всерьез развивать свою кинокарьеру, так как был назначен руководителем питерского Театра имени Ленсовета – и полностью сосредоточился на этом (еще он был мужем Зинаиды Шарко и Алисы Фрейндлих).
Михаил Глузский – за шесть десятилетий в кино переигравший полторы сотни ролей. И хотя главных среди них – к прискорбию очень мало, даже маленькие, небольшие роли принесли ему заслуженную славу и любовь широкой публики.
Павел Луспекаев же сыграл до обидно мало (он не дожил до 43-х), но зато известен, наверное, абсолютно всем в нашей стране – как Верещагин из «Белого солнца пустыни». В «Тайне двух океанов» была одна из первых его киноролей.
И под конец – крохотный бонус: вырезка из журнала «Советский экран», из второго номера за 1957 год. Я специально не стал помещать ее в свой первый журнальный обзор, так как знал уже, что будет шанс к ней особо вернуться.