Максим Марков | «Советский экран»: снова - и 55 лет назад
Мы запускаем проект «Советский экран» в подходящие для этого дни. Только что вышла картина «Атомный Иван», которая буквально заставила нас написать про схожий по тематике шедевр «Девять дней одного года»; фильму как раз в марте исполнилось 50 лет, но он – вечный. 4 апреля страна и мир отмечает 80-ю годовщину со дня рождения Андрея Тарковского – второго (после Эйзенштейна) среди самых великих российских режиссеров, которых на самом деле знает вся планета. На неделе же выходит свежезавербованный «Шпион», который обещает окунуть зрителя в роскошную эпоху СССР… Да, это была великая эпоха – в которой было великое кино. О нем и поговорим.
Одним из рупоров киноискусства нашей страны был журнал «Советский экран». Он начал свой славный путь 55 лет назад, в 1957-м году. Посмотрим, что было во втором его номере (во втором – потому что и у нас ведь вторая попытка) ).
На обложке – Василий Лановой в фильме «Павел Корчагин». Внутри номера обложка поддержана разворотом с кадрами из картины.
Свои поздравления шлют новому журналу деятели кино. Кинорежиссер Сергей Юткевич (между прочим, трижды лауреат Каннского кинофестиваля!) пишет:
Кинодраматург Алексей Каплер желает:
Не остались без внимания и работники образования, не забыты и деятели кинопроката.
Дали слово и юному зрителю. Студентка МГУ В.Максимова выражает общее мнение: «Мы, молодежь, хотим видеть интересные, правдивые, увлекательные фильмы о жизни наших сверстников – студентов, рабочих, ученых, полярников».
Рядом – совместное пожелание творческого дуэта драматургов-песенников Владимира Дыховичного и Мориса Слободского: насчет того, про что лучше НЕ писать: «1. О том, что нужно побольше фильмов, «хороших и разных». Это все знают. Их надо делать. 2. О том, какими должны быть кинокомедии. Этого никто не знает. Их тоже надо делать».
У первого соавтора к тому времени уже подрастает сынишка Ваня, который сам станет впоследствии большим режиссером, а второй в 60-х напишет сценарии самых известных комедий Гайдая.
На второй странице обложки – рубрика «Идут съемки», рассказывающая о фильме «Екатерина Воронина». Вот режиссер Исидор Анненский репетирует с Людмилой Хитяевой и Надиром Малишевским.
А вот краткое содержание: «С обаятельным, жизнерадостным Мостовым Катя Воронина познакомилась в годы войны… Встречи их становились все чаще, и Кате уже трудно было представить себе жизнь без Мостового… После коротких дней счастья им пришлось расстаться… Спустя некоторое время Катя убедилась, как жестоко она ошиблась в Мостовом…»
«Творческие работники «ДЕФА» (киностудия Германской Демократической Республики) не первый раз привлекают внимание советских кинозрителей, рассказывая в своих произведениях о том, как развязанная гитлеровцами война безжалостно вторгалась в жизнь рядовых немцев, ломала судьбы простых людей. Истории одного такого немца – Фридля Вальтера, прошедшего через многие жизненные испытания, - посвящен фильм «Любовь и долг».
Режиссер - выпускник ВГИКа Конрад Вольф; несколько лет назад, кстати, ММКФ проводил его солидную ретроспективу.
Вера Марецкая и Руфина Нифонтова в новом фильме «Полюшко-поле», режиссер Вера Строева. Про любовь двух агрономов.
Мультфильм «Приключения Мурзилки»: «В этом маленьком фильме о необыкновенных приключениях Мурзилки много верных наблюдений и смешных находок».
Рубрика «К славной дате» - режиссер Сергей Васильев, один из создателей легендарного «Чапаева», рассказывает о сценарии юбилейного фильма об Октябре «Он видел будущее»: «Перед зрителем пройдут эпизоды подготовки к восстанию, борьбы народа за власть, первых дней Советского государства. И хотя фильм охватывает только 20 дней, масштаб событий и их насыщенность так велики, что мы смогли уложиться лишь в две серии… Создавая историческую хронику средствами киноискусства, мы пользовались правом на художественный домысел в разработке характеров, в раскрытии психологии действующих лиц, в смещениях и акцентировке отдельных моментов. Первый этап на пути создания фильма пройден – сценарий написан. Предстоит не менее сложная и ответственная задача – воплотить литературный замысел в кинематографические образы».
Готовый фильм получит название «В дни Октября». В нем (что было ново) разрешат даже показать «врага» - Троцкого (его сыграет Ефим Копелян). Для Васильева картина станет последней – он умрет в конце 1959-го.
Статья Вл.Кагарлицкого о молодом киноактере Николае Рыбникове построена на случайном совпадении: вместе с интервьюером в квартиру к Рыбникову попала учительница школы рабочей молодежи города Гомеля Таисия Павловна Долгова, имевшая «серьезное поручение» встретится с заинтересовавшим учеников артистом. Она и задает артисту исключительно важные и правильные вопросы: как тот стал киноартистом, какая из сыгранных ролей была наиболее интересной, где снимается сейчас (а снимается Рыбников в экранизации романа «Высота»). «Я мечтаю сыграть молодого человека великой революционной эпохи, - говорит он. - Чтобы, знаете, и романтика была, и героика, и язык сочный. В общем, хочу хорошую роль и надеюсь, что она будет».
Когда учительница уходит, журналисту остается спросить только про увлечения в свободное время.
В конце номера – кроссворд. №1 по вертикали: «Помещение для демонстрации фильма», №27 по горизонтали: «Степень крупности изображения». Зато №35 – «Общество любителей художественного фильма в довоенной Польше»!
Приятный бонус - песенка Желы» из кинофильма «Без вести пропавший»:
«Мы богаты с тобою
Нашей светлой любовью,
А для любви нет преграды,
Не страшны ей грозы вовек».
А на четвертой стороне обложки – кадр из фильма Владимира Брауна «Мальва», Дзидра Ритенбергс и Павел Усовниченко.
И тут, кстати, тоже можно найти некий символизм: на упоминании «Мальвы» два года назад закончился прошлый «советский блог». Так что логично, что мы с нее – с нее в каком-то роде – сейчас заново и начнем.