Александр Фельдман | Кто все эти люди?
После замечательной статьи Антона Долина про зомби-фестиваль сложно еще что-то добавить, однако кое на что все же хотелось бы обратить внимание. Это не совсем касается программ, отборщиков и прочей рутины ММКФ. Я про зрителей. Нет, не про пустые места на дневных показах и не о VIP-персонах, зачастую не знающих, что они пришли смотреть. И даже не о случайной молодежи с попкорном, которые с пеной у рта на 30-й минуте фильма доказывают свое право на купленное по билету место. Я об аморфном и на 80% (по моей скромной оценке) возрастном составе тех, у кого имеются пресс-аккредитации.
Вот уже из года в год эти теперь совсем увядшие старики съезжаются уж не знаю из каких покрытых паутиной уголков, чтобы в течение 10 дней насладиться самым скандальным и ярким кино, а также лентами не столь известными, но точно откровенными и зачастую шокирующими (спасибо организаторам). Кино и эти странные словно не от мира сего персоны настолько не подходят друг другу, что диву даешься, как их не хватает удар от эмоционального потрясения и отсутствия воздуха в душном зале Театра Киноактера. И главный вопрос: кто все эти люди? Если они журналисты, то для кого пишут? Я хочу увидеть за каждым из них читателей. Причем читателей, которые интересуются кино. Потому что по меньшей мере слыша их разговоры, треп на весь зал во время фильма, кажется, что они вышли из леса. Вот буквально только что. И дружный ржач и аплодисменты на сцене конкурсного бразильского фильма, между прочим драмы, когда два симпатичных мальчика трогательно занимаются любовью, подтверждают эту догадку.
Кстати, перед каждым сеансом объявляют о том, что неплохо было бы отключить звук мобильных, я отлично понимаю, что они этого не сделают, хотя бы потому что понятия не имеют, как это делается.
Кстати точно такие же реликты представляют и киноклубы, которые выставляют оценки конкурсным фильмам. Да, то чем в Берлине, Каннах и Венеции занимаются ведущие издания и журналисты, в Москве отдано на откуп престарелым фрикам, один из которых на пресс-конференции фильма «Другая жизнь Ришара Кемпа» спросил у режиссера следующее: «Спасибо, что сняли фильм без погонь, драк и перестрелок. Мы так устали от всего этого! Скажите, а зачем главный герой падает с лестницы?» Занавес.
И вообще мне очень хотелось бы узнать. Что это вообще за киноклубы такие и чем они занимаются в обычной жизни? Я просто сравниваю с каннскими синефилами - молодыми ребятами с горящими глазами, готовыми часами стоять на солнцепеке, чтобы хотя бы одним глазком увидеть новый фильм Клер Дени или Томаса Винтерберга. Отсюда ощущение, что вот кто-кто, а эти точно живые зомби, готовые голосовать исключительно за фильмы на русском языке, поскольку совершенно не втыкаются в забугорные. Что собственно и подтверждает очередной их рейтинг.
Вы безусловно можете обвинить меня в занудстве и неуважении к старшему поколению. Но я возражу: любой фестиваль - это те, кто его смотрят, и мне среди таких экземпляров неуютно, дико, наконец, они меня просто бесят. И я это говорю не только потому, что мне есть с чем сравнить: да, Берлин и Канны на 1000 голов выше Москвы с точки зрения культуры смотрения, но если в зале будет сидеть не зоопарк, а адекватные люди с интеллектом выше среднего, все будет тип-топ. А так... Проводите для них отдельный что ли фест, в Белых столбах, например.
Вот такое оно, пожалуй, главное и сильнейшее впечатление о 35-м Московском Международном кинофестивале.