Александр Фельдман | Прогнозы на «Сезар»
Сегодня поздно вечером по Москве состоится вручение наград французской национальной кинопремии «Сезар». Признаться, ее я каждый год жду даже сильнее чем «Оскар», хотя бы потому, что она всегда отличается большей непредсказуемостью своих результатов. Так, например, год назад получивший всего лишь два дня спустя награду американской киноакадемии Жан Дюжарден проиграл в номинации лучшая мужская роль Омару Си, отмеченному за «1+1».
Безусловно, главного фаворита этого года назвать не сложно – это «Любовь» Михаэля Ханеке, возможно, лучший фильм, снятый в прошлом году. Но, как всегда, есть мнения против. Так фильм получил свою порцию славы на Каннском кинофестивале, затем его отметила Европейская киноакадемия, наконец, он продолжает получать многочисленные мировые призы и сейчас. И, безусловно, не стоит забывать, что Ханеке – иностранный режиссер и на «Оскар» этот фильм выдвинут вовсе не от Франции, так что не все так прозрачно.
Вопрос если не Ханеке, то кто? Далеко ходить за ответом не надо: есть Жак Одьяр с «Ржавчиной и костью», который совершенно не обласкан призами за эту работу, но при этом вполне справедливо заслуживает приза как минимум в нескольких номинациях. Пожалуй, главными недостатками этой ленты являются манера режиссера, которая стабильна и уже не является ни для кого откровением, и, не удивляйтесь, Марион Котийяр. Столько шуток, сколько Марион испытывает на себе со стороны французов, не приходится на долю ни одного другого кинематографиста. Попросту говоря, французы считают ее довольно средненькой актрисой, которая сыграла в своей жизни ровно одну выдающуюся роль – уверен, вы в курсе о чем я, – а последующие роли все, как одна похожи друг на друга. Подумаешь - отрезали ей ноги на компьютере, это лишь деталь, не делающая ее роль внутренне драматичнее.
В любом случае в распределении главных премий возможен разумный баланс между Одьяром и Ханеке, чтобы в итоге досталось и нашим, и вашим, а в итоге, конечно же, только нашим – в смысле французам. Поэтому не удивлюсь, если Одьяру отдадут «Сезар» за режиссуру, а главные актерские премии – прекрасным аксакалам французского кинематографа Трентиньяну и Рива.
Почему я не ставлю на Каракса, тоже очевидно. Снимая каждый раз превосходное кино, он традиционно остается без наград. А все потому, что не корпоративный человек. Французские академики такие же люди, как все, и не голосуют за ленты тех, с кем не дружат. И очень сильно сомневаюсь, что сам Леос почтит своим присутствием церемонию: зачем портить себе настроение и быть чужим на этом празднике фальшивой жизни?
Что касается остальных номинантов, то их присутствие в номинациях скорее напоминает массовку. Бенуа Жако снял абсолютное недоразумение про странную связь Марии-Антуанетты с Дианой Крюгер, Леа Сейду и Виржини Ледуайен. Многие видели ленту Франсуа Озона «В доме» - вольный ремейк «Горькой луны» Поланского, но вряд ли кто-то способен отдать этой картине главные премии.
Единственный, кто может претендовать на премию – это исполнитель второй главной роли молодой Эрнст Умауэр в категории «Лучший молодой актер». «Имя» - это удачная зрительская адаптация популярной пьесы, в которой четыре человека в едином времени и пространстве придумывают, как назвать малыша. Смотреть ее интересно и увлекательно, но, кроме сценария, там нет ничего примечательного.
Ноэми Львовски со своей «Камий, дубль второй» стала рекордсменкой этого года по количеству номинаций на «Сезар», но думаю, что несмотря на теорию вероятностей, она не получит ни одного. Впрочем, не я один так думаю, именно такое мнение выразила сама Ноэми в недавнем интервью. Хотя, может, она и лукавит, и держит в тайне кулачки. Я бы делал точно также.
В общем, таков мой взгляд на сегодняшний вечер. В любом случае, что бы ни произошло, будет очень интересно. А уже через два дня ждем оскаровский звездный дождь.