dokerproject | 60 испанских сигарет
На недавно завершившемся в Москве Международном фестивале документального кино «ДОКер» вручались не только Гран-при и награды зрителей, но и призы в профессиональных номинациях, таких как «Лучший звук» или «Лучшая операторская работа». Сегодня хочется отдельно рассказать о картине, победившей в номинации «Лучший монтаж».
«Фильм называется «60 испанских сигарет», потому что длится 60 минут, и герой успевает выкурить 60 сигарет». «Фильм не имеет цвета, потому что он черно-белый»...
Q&A c Марком Джоном Островски должен был, очевидно, продлить ощущение от его фильма – претенциозно простого технически и вызывающе сложного с точки зрения смысла. Единственные герои здесь – ветер и камень, а безработный, целыми днями меряющий шагами остров, благодаря бесцельности и монотонности его ежедневных занятий, становится частью пейзажа, как растение, кренящееся под порывами ветра, или приливная волна.
Режиссер Марк Джон Островски
Основная категория фильма – отсутствие: цвета, звука, движения. На фоне этого малейшее действие становится выпуклым, приобретает значение и смысл притчи. Перебирание камней в поисках моллюсков – бесполезный и угнетающе бессмысленный Сизифов труд, сон под голой скалой – ничтожность и крошечность человеческого существования, а единственный поступок, который совершает человек в фильме – отъезд с острова – разрастается до космических масштабов, превращается в выбор пути, проигранную битву за выживание.
Как ни странно, этот фильм, судя по всему, предназначен для тех, кто эстетским упражнениям для ума предпочитает драму любви и ненависти на фоне тропической страны, кто начнет ерзать в кресле уже после седьмой сигареты, но к двадцатой удивительным образом окажется втянут в это блуждание без цели в поисках смысла, в унылое перекладывание камней-метафор и, таким образом, вынужден будет собственными руками создать историю, которую отказывается преподнести ему автор.
Этот фильм – упражнение для ума, наблюдательности и способности мыслить отвлеченными категориями. Он возвращает кино то, чем кино по определению обладать не может – абстрактность, плоскость, неподвижность. Собственно действие начинается потом, когда о фильме приходится говорить и думать, когда, по словам самого Марка Джона Островски, «закончились эти 60 минут пытки».
Юлия Милоградова