dokerproject | ММКФ 2013: Конкурс документального кино
Несмотря на то, что уже через пару часов станет известен Лучший Документальный Фильм 35-го ММКФ, очевидного фаворита конкурса в воздухе не чувствуется. Если в прошлом году явным лидером неигрового смотра был дебют Малика Бенджеллула «В поисках Шугармена», который уже после Московского Кинофестиваля завоевал «Оскар», премию Британской киноакадемии «Бафта» и ряд других престижных наград, то на этот раз полотно конкурса док-программы «Свободная мысль» выглядит более запутанным и неоднозначным. Из семи работ проще выделить явные неудачи, чем подлинные открытия. Впрочем, тем интереснее ожидать решение уважаемого жюри, в состав которого вошли немецкий режиссер, продюсер и директор старейшего документального кинофестиваля «DOK Leipzig» Клаас Даниэлсен, известная голландская документалистка Коко Шрайбер и кинорежиссер Сергей Дворцевой.
____________________________________________________________________
Ярко-сконструированная дебютная лента из Германии. Режиссер Андреа Тиле поднимает, казалось бы, не самую насущную проблему получения водительских прав в чужой стране. Однако, это лишь стройная форма, в глубине которой речь идет о более серьезных вещах, таких как разница культур и менталитетов в современном мире, где нации и ценности перемешиваются с ускоряющейся прогрессией. Герои для ленты были найдены в социальных сетях, то есть проводился своеобразный кастинг. В итоге появились три персонажа – все как на подбор киногеничные и открытые, живущие полной и интересной жизнью в разных точках планеты. Прекрасная работа всей съемочной группы, включая оператора, звукорежиссера и режиссера монтажа, сделала ленту легкой, красочной и зрительской. Некоторые критики уже окрестили фильм «попсой». Пожалуй, они правы – «Кто учил тебя водить?» - вполне достойный кандидат на получение приза зрительских симпатий от московской публики.
____________________________________________________________________
Идея, рожденная из-за казусов российского телевидения, в нем же и усопшая. Перед показом многие поговаривали, что это интересная концепция: отвезти двух необразованных школьниц на экскурсию в Освенцим. Однако уже после первых минут фильма стало ясно, что серьезно рассматривать работу журналиста Мумина Шакирова в контексте документального кино не представляется возможным. Остается лишь гадать, как этот 56-минутный парадокс, созданный по всем стилистическим законам ТВ девяностых годов, умудрился попасть в конкурсную программу кинофестиваля класса «А» и что заставило отборщиков именно эту единственную от России документальную работу представить публике и жюри? Если ответ кроется в теме (бесспорно, очень важной), то хочется пожелать команде «Свободной мысли» не мешать иной раз мух с котлетами, а темы фильмов с самими фильмами.
____________________________________________________________________
Известные мэтры польского документального кино отец и сын Лозиньские решили снять фильм о самих себе, в котором они могли бы лучше узнать о настоящей жизни друг друга, решить проблемы прошлого и просто провести вместе много времени. Для того, чтобы придать картине какую-то форму, режиссеры придумали сюжет – поездку из Польши во Францию на то место, где давным-давно Лозиньский старший развеял прах своей матери. Надуманность конструкции, некоторая неловкость главных героев друг перед другом и непривычное для обоих нахождение перед объективами (а не позади, как обычно) - всё это даёт о себе знать в самом начале фильма. Однако путешествие сглаживает неестественные углы, разговоры в итоге становятся более откровенными, и к финалу настроение ленты приобретает меланхолический и философский оттенок. На экран проступает самое важное и очевидное: отец и сын – слишком разные люди, но они связаны искренним, сильным и очень теплым чувством, и это не может не тронуть.
____________________________________________________________________
На удивление своевременная (даже скандальная) для нашей страны тема усыновления российских сирот американскими семьями оборачивается еще и довольно сильной кинокартиной, построенной, в основном, на длительном наблюдении съемочной группы за процессом адаптации детей к новой семье, а семьи - к новым детям. Наивный и лучезарный настрой и тех и других в самом начале, переходя через самые тяжелые стадии отношений и совместных разочарований, в конце концов, по законам большого кино, приводит всех к хэппи-энду. Молодой, но уже достаточно опытный в документалистике британский режиссер, Сара Маккарти, стараясь рассмотреть странную материю любви не родных друг другу людей, вводит в фильм опытных психологов, которые помогают не только героям, но и автору картины – объясняя мотивации всех персонажей, проговаривая за них их ощущения, участвуя в просмотре отснятого материала и концентрируясь на важных психологических нюансах. Фильм обладает странной особенностью – жизнь нового семейства затягивает и начинает походить на хороший американский сериал, поэтому хочется продолжать следить за развитием событий. С одной стороны, это замечательно, ведь за полтора часа экранного времени зритель успевает сильно привязаться к героям. С другой – возникает ощущение некоторой художественной недосказанности.
____________________________________________________________________
Опытный и известный американский режиссер Люси Уолкер – двукратный номинант на премию «Оскар», лауреат десятков мировых кинонаград – делает по-американски раздутую картину. Не то, чтобы история некогда сильнейшего спортсмена в сноубординге Кевина Пирса, получившего тяжелую травму головы прямо накануне Олимпиады, была не важной и не душещипательной. Напротив – это настоящая драма, заслуживающая широкого внимания. И Люси Уолкер это, как никто, понимает. Именно поэтому, познакомившись с Кевином через 8 месяцев после его падения, она решает сделать о нем фильм. Но сюжет начинается задолго до травмы и реабилитационного периода и зиждется полностью на архивных материалах. Отсюда много разрозненности. Когда же начинает работать съемочная группа фильма, постепенно появляется ощущение педалирования темы «невозвращения» Кевина в спорт. По доброй американской традиции, авторы ленты, кажется, пытаются перевести вопрос частной трагедии в социально-значимую кампанию в духе «береги свои мозги». Но концепция в этом случае не идеально срабатывает, поскольку Кевин все равно остается наедине со своей драмой, а авторы тянут акценты на коллективное бессознательное всех вместе взятых экстремалов.
____________________________________________________________________
Американец Бэнкер Уайт создает, напротив, совершенно не американскую по стилю картину о своей матери. Неспешный ритм ленты медитативно погружает зрителя во все тонкости одной прекрасной семьи. Нежный взгляд сына и режиссера на своих родителей придает фильму очень личное звучание. Подобные истории глубоко западают в душу зрителя, только если оказываются ему созвучны. В противном случае - неспешно проходят мимо без яркого эмоционального отклика. Но уважение они вызывают у каждого.
____________________________________________________________________
Британец Ник Рид создает многогранное полотно российской колонии строгого режима. Всё, что мы когда-то слышали о законах и негласных правилах тюрем, мы видим и слышим в этом фильме из первых уст. Поначалу кажется, что картина будет носить описательный характер - подробные, выточенные кадры одиночных камер, коридоров, решеток, выразительные портреты хмурых людей в серых робах, колючая проволока, бескрайние леса вокруг и прочая атрибутика каторжной Сибири на фоне закадровых реплик тюремных обитателей - насильников, серийных убийц, повара, начальника колонии... Но вскоре характер повествования перерастает в нечто большее - попытку понять, в каком мире живут эти люди, на каком они свете, что чувствуют их родные (приехавшие в тюрьму впервые за несколько лет - очевидно, только благодаря съемкам этого фильма). Картина хорошо и очень не глупо визуально сложена. Из очевидных достижений продюсеров и режиссера фильма - полученное доверие со стороны начальства колонии и самих заключенных.
____________________________________________________________________
Ну, как говорится, делайте ставки.