Борис Новиков | Кинофестиваль в Санкт-Петербурге: день четвёртый
С четвёртым фестивальным днём в Петербурге что-то пошло не так. Ещё в субботу, когда конкурсные показы только начинались, журналистам намекали, что по аккредитациям будут пускать в залы только при наличии свободных мест, но до определённого момента никаких проблем не возникало. Определённым моментом стал показ драмы Антона Борматова «Околофутбола». Билеты на единственный сеанс были распроданы ещё накануне, и в кинотеатре «Аврора» царило неслыханное в сравнении с предыдущими днями столпотворение. Одним словом, посмотреть фильм удалось только тем, кому очень повезло. «Настоящее кино» в число счастливчиков не попало: места закончились в буквальном смысле под самым носом. Точно такая же история вышла и с фильмом Яниса Нордса «Мама, я люблю тебя», отмеченном на Берлинском кинофестивале аж тремя призами: не удалось посмотреть и эту картину.
Невезение. Это бывает. Но никто не предполагал, что это ещё не конец. Через два часа после того, как начался показ «Околофутбола», в рамках конкурсной программы состоялся просмотр следующего из четырнадцати фильмов, сражающихся за победу, — мексиканской ленты «Золотая клетка», которую представил публике непосредственно её режиссёр, дебютант в полнометражном кино и бывший оператор Спайка Ли, Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Фернанду Мейреллиша Диего Кемада-Диес.
Хочется верить словам постановщика, который перед началом сеанса сообщил, что снимал этот фильм от всего сердца. Совершенно очевидно, что эта история ему близка и понятна, объяснимо и желание поделиться этим с окружающими, но досмотреть до конца этот дико неторопливый рассказ о нелегальных пятнадцатилетних эмигрантах, пытающихся всеми правдами и неправдами перебраться из ужасающе бедной жизни в Гватемале к блеску и красоте Соединённых Штатов через мексиканские пределы, оказалось попросту невозможно. Недоброе предчувствие возникло буквально с начальных кадров (ненависть к использованию ручной камеры после этого фестиваля явно начнёт зашкаливать). Подозрения стали расти, когда в первой пятиминутке было обнаружено, что миловидная девушка, обрезав волосы, принялась маскироваться под мальчика, обматывая немаленькую грудь широкой полосой ткани. А когда зоркие глаза заметили, что мечтающая о лучшей жизни героиня, наверняка живущая, как и все вокруг, в сколоченной из досок и листов кровли халупе, при всей этой нищете — уж простите за интимную подробность — имеет идеально выбритые подмышки, стало совсем подозрительно. Хотя, кто его знает, как это бывает у них в Гватемале.
Подозрения оправдались полностью: в течение часа с героями не происходит практически ничего. Они идут пешком, едут верхом на поезде с десятками таких же орлов, удирают один раз от полиции, попадаются, потом их отпускают и они снова идут, воруют, напиваются, живут кратковременной половой жизнью, снова едут верхом на поезде... Через сорок минут после начала фильма происходит первое заметное событие, связанное с появлением нехороших вооружённых людей, разлучающих девушку с юношами, а юношей оставляющих с травмами разной степени тяжести. Но едва затеплившая надежда была безжалостно растоптана: после того, как юноши восстановились после травм, они — правильно, снова поехали верхом на поезде, только на сей раз с мрачными лицами, потому что их подругу забрали нехорошие люди. На этом моменте стало совсем плохо, а посему было принято решение сбежать с показа, так как до финальных титров оставался почти час, а веры в то, что фильм станет хоть чуточку динамичнее, уже не было.
Надо заметить, что перед каждым конкурсным показом сотрудники кинофестиваля выдавали зрителям специальную бумажку с названием фильма и пятью цифрами — от одного до пяти. Посмотрев фильм, зритель отмечал на бумажке, сколько баллов он отдаёт картине, и таким образом будет определяться будущий обладатель приза зрительских симпатий. Вчера были вывешены первые предварительные данные, и места распределились следующим образом.
На первом месте пока что находится «Бремя вины» — фильм, которому больше всего хлопали после показа. Лента Ларса-Гуннара Лотца набрала 4,53 балла. Следом идёт бельгийский фильм «Вне сети» с 4,44 баллами в копилке. На третьей позиции со средним баллом в 4,42 находится сербский «Водоворот» Бояна Вука Косовчевича — первый фильм этого фестиваля, который в графике «Настоящего кино» окажется предпоследним, так как его просмотр для нас состоится 21 сентября, в последний день конкурса. Чешский детектив «В тени» зрители оценили в 4,38 баллов, израильскую военную драму «Зажечь в Касбе» — в 4,22, а в самом хвосте оказался Майкл Уинтерботтом, получивший всего лишь 3,72 балла.
Сегодня вечером будет показана польская лента «Любить» режиссёра Славомира Фабицкого, о которой будет рассказано завтра в ежедневном дневнике Санкт-Петербургского международного кинофестиваля.