акробат | «The Wave» (реж. Роар Утхауг, 2015 г.) [BD, Zone A, Magnolia Home Entertainment, USA, 2016 г.]
Знатоки и любители жанра наверняка пересчитают по пальцам одной руки штампы, неприменимые к «Волне», что, надеюсь, не помешает им сделать логичный вывод о недопустимости судить о фильме только через данный фильтр. Номинально декларируемый заокеанскими собратьями упор на людские судьбы и характеры у норвежцев вполне реален и закреплен на деле по-хорошему бытовыми актерскими работами и отсутствием примелькавшихся лиц в кадре. Из-за этого поведенчески схематичная и, по сути, камерная пьеса с участием природной катастрофы обещает одноразовое, но чрезмерно напряженное действие с неочевидным (по причине, озвученной предложением ранее) финалом и очевидным саспенс-фактором «умереть может каждый». В этом весь интерес, перебивающий любую техническую составляющую, следить за персонажами, не принимая их за медийных персон, от чистого сердца надеясь на лучшее. Об американских монополистах такое в последние годы мне думать не приходилось – это ли не комплимент для картины, которой не избежать с ними лобового столкновения?
Не хочу никого вводить в заблуждение, тем более, что многое зависит от изначальных ожиданий и степени личной нигилистической прожженности каждого из нас, но создатели делают все как завещали классики, только без наигранных драматических натужностей. Зрителя помещают в историю ровно тогда, когда нужно, и изымают в момент наиболее подходящий, избегая лишних прелюдий и эпилогов. Куликом в чужом болоте при этом себя не чувствуешь, что уже победа, пусть и не такая как у единственной и неповторимой оскароносной женщины-режиссера. Немногословная и нервная в мелочах постановка, слепленная по научению более опытных и маститых коллег, фрагментарно напоминает лучшие тематические образчики, генерируя чувство паники там, где большинство предпочитает играть графическим натурализмом и wow-эффектом от этого. Косвенно это подтверждается и дистанцированием от гигантомании в сюжете и действиях, окончательно отколовшей чувство меры от скрижалей с высеченными на них вехами и канонами, некогда представлявшими из себя настоящий вызов креативщикам спецэффектов и трюков, харизме героев и обывательскому воображению. От высоких слов к потребности – точечная логика Утауга, как и всего авторского состава, сработала безотказно. Зритель, в моем лице уж точно, время от времени такое кино ищет и в большинстве своем о затраченном времени не жалеет. Об альтернативе англоязычному, как мотивирующем факторе, даже не задумываешься, когда ощущаешь действительную движущую природу «Волны», смеси из силы духа и счастливого случая, противостоящей кинетическому удару стихии. Традиционно, когда законы физики по ту сторону баррикад, именно на такие вещи и привыкаешь рассчитывать, за счет чего формируется экранная харизма произведения. Из-за этого упреки в нежелании играться с клише и хоть как-то их переосмысливать можно отнести в разряд досадных недоразумений, но никак не минусов по существу. Что же касается до страстного к измельчению деталей дотошного мувигоэра, привыкшего к порядку и логике во всем, то поле для его действия максимально сужено, ибо сам предмет смотрит на все с человеческой стороны и видит человека в тебе. Красуйся на постере условный Дуэйн Джонсон, о такой постановке вопроса можно было бы и не упоминать.
Изображение. Провинциальная нордическая природа прекрасна с первых же кадров. Горы и залив предстают во всей красе с почти идеальной резкостью и глубиной кадра, когда мы следуем за внедорожником главного героя ленты. Зелень приятнейше соседствует с зернистой чернью горных пород и синевой водной глади, хотя глазу иногда некуда деваться от небольшого дисбаланса в светлых тонах – присутствует некая засветка с едва уловимым оттенком желтизны. Что касается вступления, то это единственный повод для претензии в адрес картинки. В дальнейшем нет иного выходка, как любоваться пейзажами, интерьерами и планами героев. В буквальном смысле дышащие панорамы, где вертолет действительно парит в воздухе, сражают своей точностью в мелочах – камни, песок, трава прорисованы практически на уровне топовых заокеанских кинорелизов. Предметом для гордости может служить ряд сцен, в которых герои находятся под водой, затопившей помещения отеля. Обычно мой дешевый мультизонник не тянет столь коварные кадры и выдает видео разной степени зернистости и «деления» градаций (на что я всегда делаю поправку), но тут прямо снизошла благодать – водяная муть она такой и осталась, но цифровой «грязи» практически нет, зато есть великолепно поданная натуральная в виде пыли, ила и прочего мусора, которые дисперсией заполняют всю толщу. Половина действия происходит при искусственном или сумеречном освещении, что есть дополнительная трудность в цветопередаче (о детальности мы не беспокоимся), мизерная засветка и тут дает о себе знать – все-таки «победить» колористически неприятные розовые и желтые искажения задача очень сложная. Остальные аспекты оставим в неприкосновенности: контраст в пределах желаемого, артефактов не замечено, к движению вопросов нет, крупные планы не отстают от общего качества и впечатляют чуть ли не ручной выделкой каждого отдельного ракурса.
Звук. Диск содержит две дорожки: Atmos оригинальный норвежский и Dolby TrueHD 5.1 дублированный английский. Набор субтитров на английском: простые и SDH в наличии. Моральные принципы не позволяют смотреть кино иначе как в изначальной озвучке, да и формат записи добавляет ей преференций в процессе выбора, о котором вы ни разу не пожалеете. Вступительные сцены деликатно раскидывают не только музыкальные составляющие, но и природные. Птицы, ветер, автомобили, пешеходы, паром – эффектов хватает и с каждым из них дорожка обходится бережнее некуда. Изобилия и нюансов в духе «Прометея» не ждите – северная сдержанность и тут дает о себе знать – просто наслаждайтесь, как сын персонажа Йонера бросает камушек в залив из фронта, а тот плюхается в левых тылах, как тот же герой Йонера с напарником спускаются в узкий разлом проверить состояние кабеля, и где, то тут, то там потрескивает скала или капает вода, как шумит легкий ветерок на открытой местности. Хорошее микросопровождение. По законам жанра катастрофа неизбежна и рано или поздно на дыбы встанет и ваша система ДК (рискну предположить, что вместе с соседями). Природная активность в фильме показана с феерической мощью, окружение взаправдашнее некуда, акустика расправляет крылья и парит, растворяясь в зоне прослушивания. В некоторых кадрах ее просто не ощущается – объем «уходит» вдаль. Тылы показывают, что они полноправные участники действия, а не простые сопроводители – гигантская волна озвучена ими бесподобно и ни капли не хуже, чем буря в «Эвересте». А уж по фронту надвигающаяся смерть показана именно что стеной – аудио заполняет весь объем от пола до потолка перед зрителем в эти секунды. Как-то неприлично говорить о том, что баса может не хватить кому-то – сабвуфер проходит очередную проверку на прочность. Супротив исполинскому масштабу ставим моменты в замкнутом пространстве и снова песня сказочная. Герои запираются в машине и их сносит потоком… вместе со зрителем внутри. А вот ты уже под водой с героями и характерные водные бурления происходят прямо в комнате. Провалов по частотам нет и в помине. Великолепный трек. Переключимся на английский саунд и отметим, и забудем, достаточно среднее дублирование – в репликах много формализма. Что до качества, то оно превосходное и проигрыш виден только в количестве каналов и том самом воздухе. Более кучный и грубый звук по мощности не уступит собрату, но предложит чуть скованную панораму, не смотря на высокий битрейт (4-4,5 мб/с). Реплики актеров в оригинале звучат намного натуральнее английских голосов – тоже вода на мельницу Atmos’а.
Дополнения. Скромному творению скромный набор, подумали издатели и создатели и не стали заморачиваться. В который раз, как и в случае с «Дреддом», к примеру, ясно как день, что наснимали с той стороны камеры достаточно, что бы полностью утолить жажду дискоманов, но по каким-то причинам на болванке записано порядка двадцати минут сопроводительных материалов. Не обременяли себя ни интервью, ни даже сколько-нибудь увесистой историко-географической справкой, ни внятным фильмом о съемках. В итоге мы имеем пять с половиной минут со съемочной площадки (на bluray.com опечатка – рецензент «отнял» минуту), с мизерными по длине ремарками режиссера, сценариста, продюсера, оператора и Йонера. Но. Но, нам засветят самые сочные фрагменты процесса, позволяющие оценить и натурные съемки и павильонные (эту часть снимали в Румынии). Проговорят несколько технических аспектов, а ведущий актер «отстегнет» пару интересностей о своей астме, и как та влияла на ход его работы, когда снимали сцены с/под водой. Технически было бы крайне познавательно, если бы не так коротко. Аналогичные ощущения и после трех роликов о спецэффектах (каждый по три с копеечкой минуты). Ларс Эрик Хансен, мастер по графике, открывает подробности своей работы над тремя кадрами одной катастрофы. В HD-качестве во всей красе подадут работу со слоями движущихся частиц. Если верить субтитрам, то на рендер обвала потратили неделю и 36 тысяч гигабайт дискового пространства. На закуску еще один промоматериал – коротенькое интервью с Утаугом, записанное в Лос-Анджелесе. Четыре с половиной минуты – нарезка реплик-ответов на вопросы журналиста (сами вопросы вырезаны, но это не так уж и важно). Открытый дядька на хорошем и понятном английском о важности, прежде всего, эмоционального удара по зрителю, приятной реакции на теплый прием в Торонто, работе с Йонером и важности аудиоряда. Его видение фильма-катастрофы на словах не самое прогрессивное в плане акцентов, об этих вещах сказал бы и Роланд Эммерих, но норвежцу после просмотра веришь больше – люди ему ближе. Перед запуском основного меню, как и из самого меню, можно посмотреть текущий каталог Magnolia – трейлеры тематические и к отдельным картинам. В первом случае они проматываемые. Еще есть американский трейлер «Волны». Все допы, кроме интервью режиссера, на норвежском с английскими субтитрами.
Резюме. Секция бонусов единственное слабое место релиза. Не выдающийся, но хороший, фильм с ураганным звуком и компетентным видео. На родине у него все то же самое, только ни слова на английском. Зато в США упаковку снабдили картонным «рукавом» с офигенной голографической открыткой «на фасаде». Она реально объемна! О выпуске на BD где-либо с русскими сабами, о дорожке не заикаюсь, мне ничего не известно. Нам досталось только DVD-издание и только с русским звуком, без дополнений.