акробат | «Dredd» (реж. Пит Трэвис, 2012 г.) [BD, Zone A, Lionsgate Films, USA, 2013 г.]
Этот нагибаторский гештальт из брутальности, драйва, сочного и бескомпромиссного насилия, простоты и желания от чистого сердца доставить эстетическое удовольствие, каким-то непостижимым образом до сей поры не обзавелся (а вероятно, что и не обзаведется) сиквелом. Экстраординарно кровавое техномесиво имеет лишь один концептуально важный недостаток – титульная фраза «I am the law» своей будничной интонацией обесценивает всю его мощь. Самому себе возражая, замечу излишнюю эмоциональность утверждения выше, фильм это нисколько не портит, но должной крутизной и «мурашечным» трепетанием сей момент обеспечил бы «Дредда» сверх всякого предела пускай после не случилось бы ни одного акта смертоубийства. Остальное всем и так известно: культовый персонаж творит справедливость в тех местах, где милосердия и понимания не дождешься, где единственно правое решение обязательно будет омыто багровыми реками.
Правосудие как оно должно быть. Небрежно гримасничающий Карл Урбан – это наша внутренняя злость на весь мир, в котором трактуется даже правда, куда уж там до законов, стоящих на страже интересов, но никак не человека. Кусочек утопии посреди выстроенных апокалипсисом мегаполисов, последний оплот абсолютной непредвзятости в отдельном индивиде, мораль и буква в одном лице – герой будущего, без причитаний и угрызений совести устилающий дорогу в Ад любому, кто этого истинно заслуживает. Обратная сторона порядка на страже дела обветшалой подряхлевшей Фемиды, предпочитающая рассуждениям невозмутимые два в грудь и контрольный в голову, чуть ли не со скоростью равной мгновенной кармической выносит приговоры экранным «плохишам». Скоро мы, поди, забудем о том, как выглядит нормальный R-боевик, только-только сделавший новый вдох на исходе прошлой декады с помощью, та еще ирония, Сильвестра Сталлоне. И вот обмельчавший под натиском раздутых бюджетов Голливуд, девальвируя собственные ценности, скрепленные годами, уже спел одну из своих последних од жанру, взрастившему наших родителей. Оружейная кантата, написанная на языке запекшейся крови, извращенных людской природой хищнических инстинктов и тяги к прекрасному, вступает в реакцию с органами чувств, как та самая дизайнерская радужная наркотическая примочка slow-mo, даря непередаваемое наслаждение экшеноманам. Их чувствительные до выстрелов и мордобоя рецепторы, взбудораженные увиденным и услышанным, еще не скоро отойдут от «дреддовской» мясорубки, оформленной по всем канонам «жесткого» кино, которое смотрится совершенно самостоятельно при том, что выкинуть из головы хитовый «Рейд» никак не получится. Мне искренне очень обидно за слабую кассу фильма Трэвиса, закрывшего тему комиксов с «тяжелым» рейтингом за три с половиной года до того, как ее, якобы, «открыл» Райан Рейнольдс. «Логан» на этом фоне выглядит очень приятным исключением, но никак не положительным симптомом. И как тут не вспомнить банальный штамп о времени, расставляющем все по своим местам и из никому не нужной картины старящем будущую классику. Не скрою, что с «Дреддом» у меня связаны именно такие надежды, он не должен пропасть просто так, без боя и борьбы. Сам по себе он не уникален, но направление, в котором движется индустрия сейчас, настраивает на более чем позитивное отношение к этой «стрелялке» и ее дальнейшей судьбе.
Изображение. На диске записаны обе версии фильма: трехмерной мы касаться не будем, а вот 2D-картинку препарируем детально. Как и в случае со вторым «Блэйдом», есть смысл умиляться некоторым фрагментам, выглядящим так, словно смотришь DVD-рип с CD-болванки, записанный пятнадцать лет назад. При чем, в таком жутком качестве, что стыдно вспоминать год выпуска «Дредда» на BD. Количество цифровых шумов и колоссальное западение детальности удручающим образом сказывается на моем настроении в те секунды, когда я это вижу. Все сотрудники «Львиных ворот» в те моменты, видимо, были заняты чем-то другим. Интересно, как бы они смотрели в глаза судье Дредду после этого? Скрин-шот ниже. К счастью таких фрагментов наберется немного, а остальное время изображение отличается только в лучшую сторону – кислотные оттенки вперемешку с натуральными друг друга ничуть не притесняют. Slow-mo сцены отработаны по пять с плюсом – это феерически завораживающее зрелище с бесподобными бликами, переливами и прорисовкой деталей, создающее эффект трехмерности без всяких примочек. Резкость, кстати, отменная везде, за исключением порицаемых выше эпизодов (здесь и далее оставим их за скобками). В самом начале, правда, когда нам показывают общий план пустоши, трансфер не вытягивает мелочь вроде камней (определенная «кашица» имеется). Фильм не самый светлый, но цветокоррекция грамотнее некуда – зеленоватый полумрак «Персиковой рощи» не теряет ни амуниции персонажей, ни собственных интерьеров, ни сложнейших с точки зрения оцифровки моментов с пылью и задымлением. Небольшая ложечка дёгтя под конец: лица героев в ряде сцен имеют не самый близкий к естественному оттенок, ошибка ли это, не могу сказать, но масленно-желто-зеленый тот еще раздражитель. Относительно обработки негатива нет – поры, морщинки, шрамы на всех планах выведены идеально. За пределами жилого комплекса съемки «обычные» с минимумом коррекции и тут тоже все в рамках правил.
Звук. Звучит "Дредд" ништяково! На диске три дорожки, но DD 2.0 английский (оптимизирован для прослушивания ночью – придумали же) и DD в 5.1 на испанском отметаем сразу. DTS HD-MA 7.1, который, как заверяет упаковка и меню, оптимизирован под DTS Neo: X 11.1, чумовой разрыватель колонок, не иначе. Да, к тому времени, два с лишним года как по планете гуляет True HD 7.1 третьих «Трансформеров», но этот трек впечатляет не меньше. Тяжелый саунд берет своей басовой мощью и фантастическим напором в каждой экшен-сцене. Открывающая погоня (мотик, конечно, не огонь) расставляет все по своим местам во всех смыслах – позиционирование как в собственном воображении, выстрелы и свист пуль, их рикошеты и точки попадания создают панораму настоящего пекла каменных джунглей. Вместе с пассажирами, преследуемых Дреддом, будто сам находишься в фургоне, когда тот переворачивается. И все это под ударные музыкальные пассажи с великолепной низкочастотной составляющей, ничуть не перегружающей события. Сцены поспокойнее оставляют такое же впечатление – население мегаполиса снует во все стороны, крики и отдельные выстрелы в продолжение преследования судьей преступника четко рисуют траектории кто, куда и откуда. Большая часть действия происходит в одном огромном здании и его коридорах, где звук иногда подчеркнуто клаустрофобичен, а в моменте с пулеметами вся бетонная крошка и бесчисленные пули прямо внутри комнаты, хоть сам пригибайся. Положительно, что в любой из сцен локализация остается достаточно прозрачной, не возникает ощущение кучи малы, работа каналов очень слаженная, звук иногда уходит далеко за спину, а моментами появляется чуть ли не на расстоянии вытянутой руки. Диалоги разборчивы на протяжении почти всего хронометража, хотя, может это просто мое знание английского не успевает за речью – у более продвинутых зрителей проблем не возникнет, думаю. Субтитры есть английские обычные и SDH. Месяц назад вышел релиз фильма в 4K, где данную дорогу заменили на Atmos, но, положа руку на сердце, скажу, что этому диску хватит и обозреваемого сопровождения, близкого к идеалу. Надо ли упоминать о том, что было при выпуске фильма у нас на носителях (кому-то я сейчас испортил настроение)?
Дополнения. Раздел бонусов не богат на таковые. Нет никаких интервью с участниками съемочного процесса и масштабных фильмов о съемках. Вместо этого пара фичуреток по пятнадцать минут каждая. Первая – это небольшой ликбез о природе Дрэдда как персонажа комиксов с его тридцатипятилетней историей, символизме в узком смысле (отметили своеобразную эполету в виде орла и его значимость для различных режимов, в том числе и фашистком) и общем (для культуры и ментальности Америки и взгляде на нее из Британии). Достаточно сжатый рассказ о многом: предпосылках появления, каноническом дизайне, эволюции, характере персонажа, бэкграунде (включая образ Мега Сити). Все из первых уст Джона Вагнера (автора) и Карлоса Эзкуэрры (создателя образа), речь которого дублируется субтитрами на английском (сами сабы к допам не приложены), и других художников, занимавшихся в разное время комиксами про судью, Марк Миллар в их числе, к примеру. Парни тараторят как из автомата под огромное количество слайдов из комиксов разных лет, выхватывая наиболее важные аспекты из жизни серии, включая сатиру, мутантов на ее страницах и так далее. Второй сюжет это ролик о спецэффектах. Интересно до чертиков, при том, что отметили не только графонивые моменты, но и мельком обсудили дизайн, концепт-арты и источники своего вдохновения. Практическое и наглядное представление о том, как ваяли пейзажи и не только: много артов улиц и общих планов, сравнений и наложений слоев на «живую» картинку в движении, обработка натуры и декораций, тесты с кровавых брызг. Пояснения о работе с камерами отдельно даст Энтони Дод Мэнтл, оператор. Докинут и кадров с площадки. «Маловато будет», - как говорится в классическом мультфильме.
Остальные разделы совсем крошечные. Фичуретка на 2 минуты в виде мелкого промо - Урбан и остальные лица вставят свои пять копеек под бодренькую музычку и кадры из фильма. Две с половиной минуты о дизайне амуниции, пушки и мотоцикла - и снова крупицы из того, что могло бы быть: вот подробная модель оружия (5 секунд), вот мужик делает модель мотоцикла в натуральную величину (3 секунды), а вот концепт транспорта (еще 3 секунды), вот костюмер оборонит пару фраз, а вот дизайнер по шлемам (10 секунд) – черт побери, самый сок должен был выйти, но нет же! Ролик о 3D – еще две с половиной минутки – ничего не добавит к короткометражке о спецэффектах. Издевательством смотрится и аналогичный пункт о декорациях высотки – покажут нам каков был масштаб и всего-то. Снова обращаемся к фильму дель Торо и его наборе дополнений на несколько часов. Похоже, создатели сами не верили, что медийно это издание сможет завлечь публику. Закусить нам предлагают трехминутным анимированным и озвученным комиксом о героине Лены Хиди, ступившей на путь завоевания небоскреба. По мне так спорный момент с обозначением события, которое повлияло на нее: сбежала от сутенера к приятелю-химику, придумавшему новый наркотик, а тот их нашел и прирезал парня, а потом и сам истек кровью от ран, нанесенных будущей Ма-Ма. В какой-то степени этим самым рушится легенда симпатии ради, но оставим это на совести авторов. Театральный трейлер и несколько роликов к текущим релизам от Lionsgate замкнут плашку Extras. Есть еще плюшка в виде soundcheck’а, небольшого аудиотеста на предмет наличия акустики в конфигурации 11/7/5.1. Раздел бледный, но он перекочевал и на релиз в 4K. В РФ нет ничего из этого.
Резюме. Царский кинематограф, потрясающий звук, отличная (с поправкой) картинка (3D-версия, говорят, тоже неплоха) и куцые бонусы, которых должно было быть больше, но куда ж они все девались только. Зонирование присутствует, но ради таких вот релизов и можно разжиться простеньким мультизонником, поскольку «чудо» от «Нового диска» в виде однослойного обрубка даже в руках держать противно.