акробат | «Лило и Стич» (реж. Дин ДеБлуа и Крис Сандерс, 2002 г.) [DVD, Видеосервис, R 2,5 2002 г.]
Осколочек стопроцентно аналогового «Диснея», трогательный до невозможного и аккуратный как в деталях, так и в общем месседже, ныне несколько позабытая рукотворная и полностью одушевленная сказка о встрече одиночества с самим собой – «Лило и Стич» от чистого сердца для всех и сразу. Нет нужды выдумывать причины, что бы влюбиться в это кино, вместо этого попробуйте найти хоть одну, что бы при случае не пересмотреть его. Камерный шабаш ребяческой чудаковатости и ненавязчивость прямолинейного декларирования семейных ценностей без проблем сочетается с рефлексией, испытанной всяким, кто хоть однажды был по-настоящему молод. Мультик Сандерса и ДеБлуа легко затеряется среди просчитанной до последней мелочи драматургии лучших из лучших в новом столетии, зато фиг кто переплюнет обаяние их синего шестилапого пучеглазика. Определенно это самый клевый агент хаоса из когда-либо появлявшихся на больших экранах.
Психологически располагающая анимация, ее сглаженность и неприятие острых углов, вторит нашим желаниям переживать за настоящее, что заложено в персонажах, исключительно из искренних мотивов, но никак не по указке создателей. Достигнутая вербальной простотой близость от такого перерастает в подлинную дружбу – охарактеризовать ощущения иначе не так-то просто, поскольку на ум приходит только это, ведь «соринка в глаз попала» после победы в генеральном сражении против собственной безалаберности и заложенной внутри легкомысленной природы. Отсюда не сложно сделать вывод, что самые светлые порывы на планете пробуждаются от предшествующего этому чувства вины и ответственности, особенно, когда дело касается «ohana». Таким образом авторы дернули за нужный рычажок не столько для зрителя, сколько ради собственных героев, сварганив из торжества вредности и мизантропии симпатичный этюд на тему известной всем сказки про гадкого утенка в экшен-ключе. Эта полуторачасовая двумерная sci-fi-шалость точно придется по вкусу и детям, и взрослым – изобретательность и юмор в картине заскучать не дадут, а выудить из нее положительные посылы не сможет только самый черствый скряга, благо, что весь символизм в мультфильме проецируется со слов и поступков маленькой девочки не знакомой с лукавством. Добить наше чувство прекрасного призван колоритный саундтрек из песен Элвиса Пресли и партитуры Алана Сильвестри.
Беспристрастное время тоже обожает Лило и Стича, иначе не увидели бы мы в прошлом году новое воплощение истории про Пита и дракона, на секунду напомнившего о том, что не обязательно выверять многосложные конструкции во имя нашего внимания. Что фильм, если он похож на книжку для самых маленьких, где страница представляет собой рисунок и несколько строчек текста, которые родители должны с придыханием зачитать своим чадам, запросто завоюет его. Единичный на сегодня пример, когда после логотипа «Дисней» нам открывается что-то доброе и солнечное, пусть и на данный виток по спирали ушло полтора десятка лет, оно стоит того, что бы иногда стучаться к нему в гости. Человек же, со свойственной ему предвзятостью, склонен любоваться волшебством на кончике кисти и открыто выражать предпочтение в адрес ленты будущих создателей «Как приручить дракона», мотивируя это тем, что руками созданная магия милей пикселей и полигонов. «Лило и Стич» того заслужил.
Изображение. Анаморф в пропорции 1.85:1 имеет не самый высокий битрейт для формата DVD, но картинка исключительная по своему качеству. Прямо сейчас посмотрите на стены и окружающую обстановку у себя дома – жучков и шевелений нет, я уверен. Так вот, все «задники» «Лило и Стича» монументальны, это камень со всеми его шероховатостями (поверхности заслуживают отдельной похвалы и даже оды), застывшее двумерное полотно, которое по своей стабильности не уступит реальности. Подлинный эталон даже в тех сценах, где преобладает какой-либо один цветовой оттенок. С цветами ситуация аналогичная и даже при том, что сам мультфильм не хватает звезд с неба в части градаций, каждая из них бережно обработана и являет собой дискретную единицу. Сегодняшние релизы, в том числе и на BD, смотрятся солиднее, но и эта «дивидишка» тестовой зовется по праву. Лило и Нани имеют легкий смуглый румянец на щеках, он едва заметен и дисплеи, которые его не отобразят, можно «списывать» на кухню. Схожий эффект оставляет и работа с контурами – всегда тяжко оценивать SD после fullHD, но данное видео и тут не ударит в грязь лицом, ведь все предельно корректно, какой эпизод не включи. Даже не самое контрастное вступление с галактическим судом радует глаз отсутствием дефектов и глубиной сцены благодаря точности границ между «статичным» и «живым». Легкие проблемы могут быть только с черным цветом, коего и так практически нет (космос и костюм Кобры Бабблса не в счет), а тот, что есть, чуточку не дотягивает до «дна» (в хорошем смысле). «Цифра» совсем не проскакивает – мастерская работа без малейшего преувеличения.
Звук. На диске четыре трека, но арабский и греческий (почему именно эти?) нас не интересуют. Английский же с русским (оба в DD 5.1) разнятся в одном единственном параметре – битрейт. 448 против 384 соответственно. Более нет отличий ни в частотах, ни в раскладке эффектов, ни в панорамировании сцены, ни в чем-либо еще, а значит, мы имеем два великолепных и сбалансированных трека, которые не оставят равнодушными. Сочный бас? Сцена прыжка Стича в гиперпространство. Перемещение образов во всех направлениях? Побег Стича и спасение Лило. Музыка? Смотрим вступительную заставку с детским хором и гавайскими танцами. Сомневаетесь в качестве подачи голосов? Акцент Джамбы «соу стронг энд вери вандерфул». Важен объем в тылах и чувство «воздуха»? Вам в первую главу, где этого хоть отбавляй – зал галактического Суда огромен и это ощущается. Мощность, по традиции, не самая впечатляющая. Разумеется, мы делаем поправку именно на формат озвучки. Все-таки это анимация и громыхать вовсе не обязательно, а вот создавать достоверный саунд, что бы пожарный хаммер буквально въезжал в комнату, а Стич ползком по вентиляции клацал коготочками из тыла во фронт, это за милую душу. Таких эффектов более чем достаточно и не грех сделать несколько громче – тот редкий пример, когда это поможет, поскольку больше не придется вслушиваться в периферийные звуки (море, ветер, дождь, пение птиц и т.д.) – картина станет более полноценной и естественной. Что интересно, схожая ситуация и у первого «Как приручить дракона» на нашем BD, где пара-тройка децибел многое меняет (второй части это не поможет, увы). Вся прелесть снабжена и русскими субтитрами.
Дополнения. Полиграфия в «стекляшке» обещает нам «более 60 минут дополнительных материалов с русскими субтитрами». Чисто на глаз их там как раз «более 60 минут», но субтитров в паре разделов не подложили никаких, что не умаляет достоинств подборки. Она креативная и информативная. На разогрев подвижное и озвученное меню предложит «Энциклопедию Диснея» (суммарно на 8 с хвостиком минут) – краткая справка о Гавайях, этнокультурных, географических и природных особенностях каждого из «больших» островов с комментариями Лило и Нани. Можно нажать «play all» и герои мультика расскажут о видах лавы, серфинге, луалу, музыкальных инструментах, водопадах, морских обитателях тамошних прибрежных вод, народностях и о чем-нибудь еще. Колоритная открытка из красивых пейзажей, очень кратко обо всем. Второй пункт – это интерактивная игра, где Джамба за кадром задает вопросы по фильму, ответ на который нужно выбрать при помощи пульта. За каждый правильный образец ДНК впрыскивается в агрегат по мутации. Три вопроса – три образца, их смешать в правильном порядке и получится один из сородичей Стича. И так три раунда. Ничего особенного, но на промо к видеосиквелу тянет вполне. Вышеуказанные материалы без сабиков, а все последующие с оными. «Экскурсия со Стичем по истории Диснея», думаю, знакома даже тем, кто не приобщался к этому диску ни в какой форме. Ролик на три с половиной минуты о его «участии» в «Пиноккио», «Белоснежке и семи гномах», «Красавице и чудовище» и других «боевиках» студии. Ровно столько же длится и «Урок гавайских танцев», небольшая короткометражка об их природе (забавно, что их происхождение неизвестно) и базовых движениях. Танцуют и грузные мужчины, и стройные барышни. «Рассказ о создании фильма» не тот, чем кажется. Это лишь полторы минуты из студии, где записывали кавер «Burning love» в исполнении певицы Вайнонны Джадд. Тут мы впервые видим тех, кто снимал само кино. Далее непереносимо слащавые A-Teens тискают щеночков, танцуют ансамблем и исполняют еще одну песню Короля. Одной минуты вполне достаточно для любой пыточной камеры. Хорошо, что песня звучит в середине финальных титров, большинство нажимает stop к тому моменту.
Самое интересное начинается дальше. Четырехминутный рассказ о дизайне с режиссерами и аниматорами покажет тот самый важный аспект закругленности линий и отсутствия острых углов и как он делает «Лило и Стича» лучше. Очень хороший ход, который бросается в глаза и без упоминания о нем. За ним такой же длины ролик об анимации танца из вступительного номера. Мега респект, никакого ротоскопа, только руки и глаза, смотрящие на экран телевизора. Никакие скриншоты не передадут красоты сравнения «реальной жизни» и рисовки в движении. После «рассказа о создании фильма» как-то с опаской относишься к фичуретке «На съемках фильма с режиссерами», но стоит кликнуть пультом, как понимаешь, что это артефакт длиной в 19 минут о создании картины. Веселый и позитивный футадж от одного из участников, запечатлевший некоторые этапы работы: мозговые штурмы, работы с раскадровками, концептами и дизайном персонажей и компьютерных моделей, ретуши итоговых кадров, записи озвучки (Тиа Каррере работала дистанционно, по видеосвязи), музыки (Сильвестри прилагается) и детского хора, и итоговой эйфории по окончанию продакшена – все при участии ДеБлуа и Сандерса. Вопрос «почему так мало?» - тайна всех тайн. Три удаленных сцены с предисловиями одного из режиссеров (первые две – ДеБлуа, третья - Сандерс) докинут еще восемь минут в копилку бонусов и откроют нам страшные документальные кадры «18+ шок-контент» о том, как Стич озорничал на других планетах, за что был объявлен хулиганом №1 в галактике. Сцена суда (почти полностью анимирована и кое-где даже раскрашена) должна была открывать фильм и отличалась тем, что в нем нет Джамбы. «Задача Ганту» не столь выразительна и немного добавляет мотивации не уничтожать Землю инопланетянами из-за приземления на ней Стича. «Сказка Лило» - это трогательный эпизод в ее комнате, когда после ссоры между сестрами, младшая рассказывает сказку старшей о принцессе, под которой подразумевается их мама. Сей тонкий аспект, тем не менее, был упрощен. В завершение 4 тизера, где наш герой уводит Жасмин от Алладина на красном полицейском звездолете, прерывает пение Ариэль, ломает романтический момент для Бэлль, и распугивает обитателей африканской саванны (где был Муфаса непонятно). Чудесная подборка представлена в соответствующем своему возрасту SD.
Резюме. Это один из моих любимых мультфильмов ever и некоторое время назад я хотел проапгрейдить коллекцию до BD, но в рамках данного блога пересмотрел его еще раз и понял, что оно того не стоит. Не так давно в США вышел новый тираж (думаю, именно тираж, без ремастеринга) на однослойной болванке (!), с DTS HD-MA 5.1, где есть русский DD 5.1 в 640 кбит/с и русскими же сабами(!), но что-то не побуждает. Аудио и видео нашего DVD вполне себе подспорье для HD, бонусов больше точно нигде (релизу в районе 15 лет!) не будет. За сим и покупать, даже в комплекте с продолжением, которое я не смотрел, не вижу смысла.