акробат | «Гостья из будущего» (реж. Павел Арсенов, 1984 г.) [DVD Коллекционное издание на 2х дисках Twister/DVD-magic , R5, 2008 г.]
Кеды и пионерский галстук, кефир в стеклянных бутылках, одно телевидение на всех - самое обыкновенное прошлое, дошедшее до нас посредством самых необыкновенных образчиков советского кино. Чем оно старше, тем сильней подобная атрибутика напоминает зрителю о свойственной его душе дурашливой и искренней тяге тосковать по себе такому, каким, увы, никогда не был и уже не суждено побыть. Флер, по которому не судят об эпохе, но всенепременно ставят в пример, трогателен в любом проявлении. Это одна большая сказка, где сегодня тебе двенадцать и среди твоих друзей есть робот мечтающий стать человеком, а завтра ты уже «соловьевский» или «фрэзовский» старшеклассник, вслух осмысляющий собственную влюбленность. Обратная сторона медали суровей, чем она того заслуживает, но на каждый «Школьный вальс» или «Чучело» всегда найдутся свои «Приключения Электроника» или «Гостья из будущего». Не смотря на это, любая внешняя полярность между ними меркнет перед ощущением чего-то такого, что меняет тебя изнутри, и в этом есть суть и исключительность ностальгических вспышек, когда внимаешь тому, какими в фильмах были наши родители или старшие братья и сестры, ходившие в этих самых кедах в молочный магазин.
Возраст всегда будет отягощать детище тандема Булычев-Арсенов, а тому только того и надо, что бы доказать свою неподвластность времени, для которого оптимизм стал совсем непозволительной роскошью. Их романтизированный взгляд в будущее придется по вкусу заядлому мечтателю от мала до велика, чьей картине чувств не чужды спонтанные трепетания после знакомства с утерянным, но незабытым грядущим. Мир вокруг будет прекрасен, если в движение его приведет тяга к просвещению, а дружба и взаимовыручка не дадут ему разлететься в разные стороны. Идеологическим подоплекам, будучи ровесником «мальчишек и девчонок», места находить среди этого даже не хочется, зато с возрастом предсказуемо приходишь к гармонии с собственным воображением, лишенным заблуждений относительно возможности стать сверхчеловеком (а Полина и Алиса никем иным и не являются), оставив в нем только хорошее, что должно было с нами случиться. «Гостья из будущего» иллюстрирует это как нельзя лучше – смотришь и ощущаешь себя где-то в параллельной вселенной, там все не то и не так, но безмерно тепло на сердце от уверенности за судьбы 6-го «В» и авторской невосприимчивости к грядущим историческим перипетиям.
Сейчас странствия глазастой Алисы Селезневой смотрятся так, что возникают мысли, будто кто-то отобрал у наших современников право на легкомысленные чудеса, запретил им думать сквозь потертую книгу с приключенческим романом в оправдание простоты поступков и рассуждений, что в избытке у Арсенова. Естественная норма – быть похожим на героев ленты – заменена на раздражающие подражательские наклонности. Научный прогресс во имя гуманизма, о котором грезили создатели, вдохновляет и увлекает сильнее прежнего, но мы ничуть не приближаем его к себе. Попранные идеалы со слезами умиления на глазах просят вернуться к ним, ведь они для нас везде и всегда в каждой из трехсот двадцати минут лебединой песни канувших чаяний обрести то, чего на данный момент мы еще не заслужили.
Изображение. Картинка на диске «квадратная» (оригинальное соотношение, разумеется). Обложка содержит обнадеживающую надпись о том, что над материалом проводилась цифровая реставрация изображения и звука, но качеством трансфер отнюдь не блещет. Дефектов пленки много, хотя в исходнике их было еще больше, можно не сомневаться. С чем проблем особых нет, так это с цветностью. Она корректна, пускай иногда и проскакивает легкая засветка. Кожные оттенки не теряют своей натуральности и теплоты. То же касается и окружающей обстановки – с полутонами дело попроще, но интерьеры в квартире Юли Грибковой (растения, стены, картины), например, переданы весьма компетентно. Это свойственно и большинству натурных сцен. Беда изображения в том, что вышеописанное – это единственные плюсы обещанной реставрации. Общая детальность изображения на троечку с минусом (даже с учетом возраста ленты) и то из-за не вызывающих негатива крупных планов и самых контрастных и хорошо освещенных эпизодов, где «подмыленность» не так сильно бросается в глаза. Кадры в заброшенном доме или же в сумерках не позволяют в полной мере уловить нюансы, а постоянные шумы (наследство от пленки), от которых так и не избавились до конца при переносе фильма в цифру, сопровождают нас от первой до последней секунды (для примера стоит запустить начальную заставку). Сложно представить, что случилось бы, если «шумодав» включить на полную катушку, о деталях тогда можно не вспоминать вовсе. Еще из печального – явные дефекты оцифровки и переноса ленты на диск. Есть немало фрагментов, где целые сектора картинки на мгновения «сваливаются» в квадратики, не «вытягивая» движения камеры, что заметно в декорациях Института времени, там стены коридоров обшиты чем-то вроде мелкой плитки или акустического поролона. Я ожидал большего, правда, итоговый результат описать как в полной мере разочаровывающий рука не поднимается – определенно это не предел мечтаний, особенно на фоне работы западных кудесников, но в российских реалиях иного предполагать и не приходилось. Изображение все равно остается очень хорошим подспорьем ТВ-просмотру, а наслаждаться необработанным кадром со всеми вытекающими, та еще альтернатива.
Звук. Тем же, кто занимался перегонкой звука из моно в DD 5.1 (единственной дорожки, доступной на издании и с битрейтом 448 кб/с), я бы поклонился в ноги. С первой же сцены слежки двух школьников за Полиной внезапно обнаруживается отличная работа всех каналов, великолепно дифференцирующих различные звуковые события – проезд автотранспорта из фронтов за спину смотрящего, гул городских улиц, пение птиц. Серьезно, без шуток. Эпизоды в космпорте удивляют не меньше – шума толпы едва ли не больше в тылу, чем спереди, все раскидано со знанием дела и ничего не прибито к динамикам, дисперсия очень крутая, не редко удается точно локализовать эффект в пространстве между передними и задними колонками. Убойно удаются и выстрелы из пиратских бластеров – фрагментами можно отследить даже движение луча, а пару раз они по сюжету попадают в стеклянные объекты и звон осколков имеет ощутимую площадь рассыпания в левом «заднике» и, с моментальной сменой ракурса, справа сбоку. Полеты на флипах тоже хороши – траектории бережно очерчены, если это предполагается действием. Сюрпризов немало и от более спокойных сцен, типа неприлично достоверного полета голубя из левого тыла. Момент с автоавариями, когда Алиса перебегает улицу перед троллейбусом, умело демонстрирует, нет, не мускулы, но желание полноценно передавать аудиопанораму – не без блеска, скажу вам, позиционируются столкновения автомобилей. Конечно, это не «Звездные войны», и у меня нет задачи вводить в заблуждение, но пространственная «карта» неожиданно великолепна. Что до характера звучания, то здесь максимум бережливости к оригиналу, никакой отсебятины с эквалайзером, пусть грубовато, но «как тогда». Простора для сабвуфера мало, в основном только верхний регистр баса и то для поддержки музыки, а та редко выходит за грани стерео, и без того не всегда балующего грамотностью разложения инструментов «по полочкам». Старина в звуке чувствуется, да и ладно, но вот уровень шума в фонограмме высоковат – чистить от него трек никто, видимо, не собирался – в этом единственный значительный изъян. Голоса героев в пределах нормы, как по громкости, так и по натуральности. Крайне приятно слушать кино в таком качестве. Есть русские субтитры.
Дополнения. Комплект состоит из двух дисков. Три первых серии на диске за номером один, две других – на втором. Почти все секции меню озвучены, но композиция и оформление явно хромают – не самое креативное решение. Первый диск содержит раздел «Смотрите на DVD» с тогдашними анонсами компании в текстовом виде, к малой части из них «прилепили» еще и трейлеры. Не забыли и про саморекламу – по кнопочке с логотипом «твистера» можно глянуть их реквизиты. Вторая болванка из комплекта имеет полноценную бонусную кнопочку, за которой притаились следующие «плюшки». «Создатели и исполнители» - краткие биографические справки на Арсенова, Фомкина, Гусеву, Невинного и Кононова. Сверить их реальностью релизерам не помешало бы – фактических ошибок в фильмографиях, да и простых опечаток, хватает. «Киноляпы» - вещица забавная, но те, кто фильм смотрел, и так могли бы заметить большую часть из них. Все подкреплено краткими аннотациями, скриншотами и ссылкой на просмотр эпизода. Тем не менее, забавно. Вот не знаю, для чего приписали к допам две с половиной минуты демонстрации умений реставраторов видео. Что «до», что «после» - все одно. Меньше шумов и пленочных царапок и всего-то. Левую от правой части (см. скриншот) не отличить. На этом фоне здорово бы зашли интервью с актерами, но из таковых присутствует только трое. Борис Щербаков (семь с половиной минут) о «Гостье…»не сказал ни слова. Все о себе, о том, как попал в кино, о роли названия города Ленинграда в его мироощущении, о школьных годах и учителях, о нелюбви к журналистам, популярности и нежелании фотографироваться с теми, кто его узнает. Вероятно, это видео здесь «для комплекта». Большую часть из девятиминутного интервью Валентина Талызина распиналась в обожании к Буркову, с которым у них в «Гостье» было большинство совместных сцен. Добрым словом вспомнила и Арсенова - по ее словам, был влюблен в каждого из своих актеров. Почему-то ей не по нутру разговоры актера о собственной роли, но те времена она вспоминает с теплотой. Содержательностью похвастался только Герасимов (тоже в районе семи-восьми минут), кажется, в плане актерства пробовавший себя везде. Немного о роли киношкол и театра в судьбе актера, мечте сняться в сказке (от кинематографа он с детства ждал только чудес), о приглашении от Арсенова и совместной работе над образом робота-архивариуса чуть ли не прямо во время съемочного процесса, персонаж чуть ли не между дублями обретал свой характер и личность. Вспомнил даже случай в автобусе, где мальчик рассказывал дедушке про Вертера. Лицо у человека такое, что сразу к себе располагает, даже спорить с ним не хочется о том, что новое поколение предпочитает иметь дело с навязанным, чем открывать самостоятельно, что технологическое бездушие выхолащивает само понятие мысли и кинематографической индивидуальности. На этом список дополнений исчерпан. Жаль, что не сохранилось пленок, упавших на пол монтажной. Жаль, что нет какой-нибудь галереи со съемочной площадки (в сети же куча фотографий), да и секцию интервью расширить бы. Аннотацию на коробке тоже неплохо б сначала прочитать перед отправкой тиража в печать.
Резюме. «Гостья из будущего» будет жить в любом случае, а с таким звуком так и подавно. Слабым изображением сей чудесный факт не оспорить. Докинем сюда отличную полиграфию и бонусы – вот вам возможность прикоснуться к жемчужине детского и подросткового синематографа в самом удобном виде. Спорность издания тоже имеет место быть, если поискать информацию о других выпусках, но тягаться с полновесной «многоканалкой» и наличием в меню пункта «Дополнительные материалы» никто из предшественников и последователей не сможет. Остается надеяться, что когда-то нам предстоит увидеть все это в HD, и желательно раньше 2084-го года.