акробат | «Tenacious D. Выбор судьбы» (реж. Лиам Линч, 2006 г.) [DVD, Region 5, 2007]
Ближе к финалу главные герои картины открывают канализационный люк и выходят на автостоянку рядом с клубом, в котором этим вечером должно состояться их выступление и для которого они должны были сочинить свой главный шедевр. Два толстяка выбираются из сточного подземелья с гитарами за спиной и направляются творить историю рока. Все, на что нужно решиться зрителю, это вырвать из контекста данную cцену и усмотреть в ней, в какой-то мере, идеальную иллюстрацию и суть феномена отдельных жанров рок-музыки, о чем, наверняка, не подозревал даже сам Джек Блэк. История простаков, талантливых, рвущихся к сиюминутной славе, лоботрясов-мечтателей, никоим образом не претендент на истину в предмете и попытках освоить его значение. Это даже не взгляд изнутри и не желание вторить штампам, а, скорее, жонглирование ими, эдакая хард/хэви-пастораль, где у каждого второго персонажа в подкорке заложено стремление зажечь и стать известным. Без лишнего графоманства, со здоровой порцией пафоса и дружескими ужимками, в течение полутора часов нас будут развлекать два с половиной балбеса, которые шли к собственному бенефису без малого десятилетие.
Что удивительно, но не самый талантливый комик и актер Блэк очень точно представляет, как выплеснуть на зрителя свою ритмичную энергетику в нехитрых рассуждениях о собственных потугах взобраться хоть на какую-то музыкальную вершину. Особо чувствительным натурам, при этом, в тексты излияний его с Кайлом Гэссом дуэта вслушиваться не рекомендуется. Лирикой тут не пахнет, но задора и драйва этой залихватской музыкальной бадди-комедии их творчество придает с избытком. Что-то большее выудить из симпатичной глупости под названием «Tenacious D. Выбор судьбы» будет очень сложно – при крайнем уровне непринужденности поймать «особенное» в картине представляется весьма сложной задачей. Но если кто-то на это отважится, то мысль о том, что Мартин Скорцезе, Кэмерон Кроу, а так же целая туча рок-журналистов и документалистов что-то все-таки упускают в любимом искусстве, покажется не такой уж и крамольной, а вот эти двое чем-то таким обладают. Сомнений в том, что они дурачась выражают свою искреннюю увлеченность и признательность рок-культуре, нет никаких. Это не скрыть ни за халтурным подходом к сценарию, ни за отсутствием каких-либо заморочек с режиссурой и актерской игрой (Колин Хэнкс своим секундным бессловесным камео смотрится заведомо более киногенично). Камнем преткновения может стать и логичный зрительский предрассудок о том, что ничего не достается просто так – даже если ты занимаешься любимым делом, это не исключает фактор необходимости постоянно над собой работать. Зато невооруженным глазом видно, что сей нелепейший капустник работает со зрительской мыслью на упреждение – стоит только вообразить себе очередное чудачество, как оно тут же материализуется, включая форменную дьявольщину финального шоу с участием Сатаны, которое уже давно живет собственной жизнью на просторах всемирной паутины. Думается, именно это делает фильм, состряпанный чуть ли не на коленке, без малого культовым – отношение создателей к делу меняет многое и служит побуждением к скромному обожанию этого творения, чего всенепременно и желаю всем вам, ибо это весьма весомый позыв хоть как-то выделить сие непритязательное зрелище среди куда более именитых и значимых собратьев.
Изображение. Картинка анаморфная в соотношении 1,85:1 не балует запредельной точностью в деталях, она, в сравнении с топовыми тогдашними релизами, заметно смягчает окружающие детали и даже крупные планы. Тем не менее, уличный видеоряд при естественном освещении выглядит весьма бодро: футболка с драконом, кольчуга в сцене исполнения «Master Exploder» шевелюра Стиллера, да и многое, за что способен зацепиться глаз, смотрятся презентабельно. «Зашарпить» картинку, однако, чуть-чуть не помешало бы. На том же уровне и цветовая гамма – даже в самые кислотные фрагменты полутонов будто бы не довезли, чего уж говорить про остальные эпизоды без хромакея и подобной порции доработки. Отбросив эти придирки, замечу, что видео смотрится само по себе весьма свежо и объемно даже для зажравшегося fullHD глаза. Черный цвет, не такой уж и черный, глубину кое-какую все же придает: первый же кадр перед номером «Kickapoo», когда нам показывают общий план дома семейства Блэков, или же ночной рок-баттл, выглядят приемлемо и «не серо». Но вот красный Сатана дак словно вырезан бритвой на фоне громыхающей стены динамиков. Из-за излишней мягкости шумов на задниках меньше обычного – даже стены халупы Кайла не перетягивают на себя внимание, а мультипликационные вставки просто великолепны. Огрехов сжатия и оцифровки, типа интерлейсинга, не заметил. Позитивный трансфер, хоть не хватающий звезд с неба.
Звук. Диск не богат на «дороги» - их всего две: русская и оригинальная, обе в DD 5.1 и 448 кб/с. И тут же обнаруживается приятный сюрприз в виде EX-расширения на английском треке (упаковка это старательно скрывает), который предсказуемо лучше нашего. Жаль, что не доложили DTS-ES 6.1, который есть на двухдисковом американском издании. Фильм открывается в прямом смысле пусканием газов, объемным и хорошо локализуемым – это аналог THX-заставки от Блэка и Гэсса – что настраивает на очень приятное времяпрепровождение. Любой музыкальный номер отыгрывается корректно, мясисто, где требуется, и с отличным разложением панорамы в стерео. Вокал натурален, на сколько это возможно, учитывая сжатие аудио. Сотрясать же начинает даже не со сцены погони, на удивление бодро поставленной и озвученной, а с первыми аккордами номера «Beelzeboss». Шквальные и жирные гитары, солидные ударные и звонкий голос Сатаны сражают своим напором, а когда стена динамиков возникает с грохотом из ниоткуда, то создается иллюзия того, что эти ящики так и рухнут на тебя – тылы как никогда правдоподобны и при поддержке сабвуфера выдают прекрасный и сбалансированный сурраунд. На фоне всего этого великолепия трек никогда не теряет из виду деталей, вкрапленных не столь искусно, как того ожидаешь, но все же: вот Meat Loaf выдергивает из петель свой ремень, что бы дать юнцу Блэку урок воспитания, а тот после партии Дио выпрыгивает в окно через кусты – все прекрасно слышно даже за стеной музыки! Сцена знакомства главных героев на пляже озвучена просто на зависть всем: прибой, чайки, шаги прохожих, ветерок – все в наличии и не только по фронту. Российская дорога не так напориста, но заметных различий не имеет, просто ощутимо не хватает мощи и агрессии. Разумеется, есть отключаемые субтитры на русском и английском.
Дополнения. Парни не обидели – допов хватает для того, что бы проникнуться и закадровой подноготной дуэта. Открывает раздел бонусов почти получасовая подборка удаленных и альтернативных сцен, с предисловием режиссера Лиама Линча (около минуты). Парень он свойский, оказывается, снимал кино только ради того, что бы явить нам вырезанное. Фрагментов (разбитых на главы) чуть больше десятка и идут по хронологии картины. Пустяковщина, типа пары-тройки лишних «испытаний» на пути вступления в «Kyle Gass project» (занятие очень трудоемкое и только для чуваков с нехилой выдержкой) вперемешку с действительно хорошо разыгранными эпизодами. Дэвид Кокнер чудо как хорош в роли кассира магазина охотничьих товаров, да и номер, вошедший в OST, но не попавший в монтаж ленты, каши не испортил бы. Немножко подрывной оппозиционной конспирологии и, вуаля, вполне годная сцена о том, как герои раздобыли рации. Потом снова интермедия уже в виде зачатка разговора в машине о возможной дружбе. И опять забавный фрагмент, на этот раз в придорожной кафешке и потугах Блэка заказать себе нормальной еды (тот еще гурман). Эпизод на вечеринке, оказавшийся лишним, где отпрыск Тома Хэнкса и Джейсон Сигел зло острят над Гэссом – и в правду выглядит нелепо и не в тему общему настроению юмора картины (кидание стакана в Кайла смотрится уместней, чем сальная шутка – веет каким-то отчаянием). Потом опять мелочевка – на этот раз Йети, а после и главное «сокровище» среди «обрубков» - Яйцемудище (или как-то похоже). Плод грибного ужина Блэка. Хвала Ктулху, что это вырезали! Скриншот прилагается (там еще и файт был между «этим» и Джеком!). Понятно, что их творчество располагает к подобному, но это уже за гранью, хотя определенного символизма в его связи с сюжетом трудно не заметить. Есть чуть расширенная сцена с прохождением лазеров в Музее рока и сцена автопогони, в начале которой выскакивает Линч и немного разжевывает оригинальную задумку с видом от первого лица, будто Кайл играет в игру, как у себя дома и видит не людей и машины вокруг, а ботов и набор заданий, за которые дают очки. Потом немножко импровизаций от Блэка и «шедевр», исполняемый перед Сатаной – ерундовая песня. Наконец, возвращение домой, а точнее в жилище к развозчику пиццы (Джейсон Рид) – напросились ребята даже не церемонясь особо. От финала этой сцены веет, в хорошем смысле, холодком – для сиквела явно не достаточно, но немного жуткое послевкусие остается, бррр. А потом еще чуть импровизаций и забавных реплик.
Фильм о съемках на 23 минуты. Этого слишком мало, что бы раскрыть тему, но там все так хорошо намешано, что жалеть о небольшом хронометраже нет смысла. Немного истории о «Tenacious D», вселенной этого шоу, факты и психология дуэта. Удивительно, но при всей простоте картину пытались «поднять» десять лет – очень долго не могли родить сценарий, к примеру. Фрагменты из фильма, со съемочной площадки, интервью с актерами, режиссером, продюсером, композитором, взрывание башки и ошметки на голове прелестной Эми Адамс (сразу и не заприметишь в массовке-то), грим Грола, запись партии маэстро Дио, вопрошания Мит Лоуфа о том, актер ли он или певец и что Блэк очень хотел, что б именно он играл и пел в кино в роли отца семейства. Много чего еще. Энергично и без занудства – приятно смотреть на эту команду, в которой всегда есть место ироничной остроте в адрес друг друга. Зарисовка на двадцать с хвостиком минут под названием «В студии» (качество видео тут не очень) расскажет о процессе сочинительства и записи музыкальных фонограмм для фильма. Творческий процесс как он есть, с ночевками в студии, быстрыми перекусами и стойким ощущением того, что никогда не знаешь, что в итоге получится – так сочиняют эти парни для себя самих. Не без прибауток, джем-сессий прямо в гостиной и Ронни Джеймса Дио, конечно же. Еще десять минут выделено на ролик о создании титульного видеоклипа, сам видеоклип и трейлер к фильму. Доступна так же опция просмотра только музыкальных номеров из фильма, по отдельности или подряд. В наличии два аудиокомментария (Блэк/Гэсс и Линч) Все допы в анаморфе и с русскими субтитрами. Менюшка статична, но озвучена.
Резюме. Огонь, товарищи! Хорошее кино и на удивление удобоваримое издание, релиз в свое время оказался сюрпризом для меня, когда взял его в нашем видеопрокате. Потом дисочек, не без инициативы сестры, появился и в коллекции и теперь радует глаз и услаждает слух. Особенно слух!