акробат | «Быстрее пули» (реж. Джордж Тиллман мл., 2010 г.) [Region Free, BD, Видеосервис/Sony/Columbia, 2011]
Вольготность, с которой Дуэйн Джонсон чувствует себя в крупнобюджетных постановках, как и с годами непомерно перекачанная физическая харизма, может с легкостью ввести в заблуждение относительно его истинных способностей искрить там, где этого больше всего требуется. Актер с таким громогласным прозвищем, что есть очень забавный парадокс, во много раз более органичен в кино, стоимостью и размахом заведомо на порядок меньшим, нежели изрядно погрузневший «Форсаж» или пребывающие в забвении разборки пластиковых солдатиков. В контексте, пожалуй, лучшего на сей день фильма со Скалой, принимать во внимание еще более сомнительные ребячьи брошюрки вроде «Зубной феи» или «Ведьминой горы» будет излишне.
Состряпанный словно под впечатлением от зыбких и туманных воспоминаний после эксплотейшн-прихода 70-х годов, фильм Тиллмана, обретший в лице знаменитого рестлера своего истинного героя, покоряет не своей прямолинейностью и грубостью, а одной столь же очень простой и по-человечески понятной фразой, разжигающей внутри настоящий пожар. В этот миг создается впечатление, что кино, призванное рвать и метать, обретает феноменальную для жанра тонкость от прочувствованного момента вовремя оброненных слов, таких честных и искренних, что отнюдь не всякий мэтр способен сыграть в иной оскароносной драме. Вот так, оказывается, просто вскрыть грудь и вынуть из нее сердце, завоевав зрительское почтение и уложив на лопатки многое из того, что пришлось наблюдать ранее среди экшен-собратьев. В корне меняется после этого и отношение к титульному персонажу, старающемуся постфактум исправить собственные ошибки прошлого - этот печальный тупик, в который упирается человеческая корысть с одной стороны и желание вернуть себе будущее, которого у тебя никогда не будет - с другой. Со вторым, наверное, смириться больнее всего – свершившаяся месть не станет сатисфакцией – стена непробиваема даже для Джонсона, поездом мчащегося к своей цели. Впрочем, для ценителей порядочного мордобоя и «пострелять» картина так же предложит весьма увесистую подборку действий, ничуть не ослабляющую основные переживания. Некоторые джентльмены в ящик сыграют обязательно, либо от пули промеж глаз, либо от испепеляющего, внешне как никогда решительного, взгляда Driver’а.
Жаль, но решительности, в который раз, не хватило самому зрителю, сильно недооценившему старания людей, снявших удивительно цельное и легко понимаемое кино, где нет хороших и плохих, но есть те, на кого прямо указывает жанровый перст: переживай, сочувствуй, прощай, убивай, смирись, забудь. В этом случае давно устаревший подход к манипуляции вновь обретает свою состоятельность вопреки здравомыслию и логике действия, что лишний раз характеризует степень сиюминутного проблеска таланта создателей «Быстрее пули», трагической проповеди о нелегкой дороге к справедливости с кулаками и пистолетом за поясом. Режиссер, ведомый дуэтом сценаристов, осознанно ставит трагедию во главу угла истории, как полноценное действующее лицо, понимая, что искупление грехов посредством встречи с Костлявой может быть слишком простым исходом. Назвать преднамеренным сгущением красок это язык не повернется, учитывая, что большая часть лиц в кадре, мягко говоря, не без греха. Кому-то придется помучаться и до того, как его навестит кара в виде персонажа Скалы, имеющего власть решить, кому еще рано перестать отбрасывать тень, а кому путь лежит во мрак на тот берег Стикса - угрюмого мускулистого обаяния Дуэйна для этого оказалось более чем достаточно.
Изображение. Фильм изрядно облагородили светофильтрами и простым пережатием цветов, от чего он только выиграл. Палитра очень сочная и «загорелая» - какую сцену ни включи - но совсем не кричащая, как в любых «Трансформерах», к примеру. Небо, песок, вода, зелень – для глаз одно наслаждение. Иногда есть небольшое ощущение того, что сэкономили на палитре, но это ничуть не умаляет достоинств трансфера – работа с цветом прекрасная и в тему тональности фильма. Еще лучше обстоит дело с резкостью и детальностью. Панорама уличных съемок, кажется, уходит в бесконечность, благодаря прекрасному эшелонированию и проработке мельчайших нюансов. Особо акцентирую внимание на дороге и пустыне – как в окно выглянул. В крупные планы можно вглядываться пока глаза не слипнутся – поры и морщинки на лицах героев как на ладони. Ощущение такое, что еще чуть ближе и в их глазах увидишь свое отражение. С темными сценами проблем нет совсем – прекрасно различимые контуры и оттенки черного лишь подчеркивают глубину интерьеров (сцены в больнице, например). Есть определенный москитный шум, но его заметить крайне сложно там, где нет однородного фона. Прекрасно!
Звук. Поводов усомниться в крутости звуковых дорожек даже для самого въедливого кинолюбителя попросту нет. Что оригинал в DTS HD-MA 5.1, что русский трек в DD 5.1 (640 кб/с) обращаются с действием на экране одинаково здорово. Первый чуть раскованней и шире в плане панорамы, зато второй при слегка зажатом объеме более агрессивный – «фишка» многих пожатых дорожек. В первой же сцене убийства, когда Скала входит в офис, начинаешь потеть вместе с тамошними обитателями, поскольку весь этот шелест бумаг, шагов и прочих атрибутов офисного копошения, буквально проникает в комнату, а после раздается выстрел и все это мгновенно срывается с места. Работа с окружением на уровне топовых блокбастеров. Обожаю подобную микродинамику. Дебютная перестрелка так и вовсе приводит в щенячий восторг – осколки штукатурки, свист пуль и полновесность выстрелов во сто крат усиливают удовольствие от просмотра. Старые-добрые muscle car’ы ревут не хуже, чем у Тарантино в «Доказательстве смерти», а дебютные музыкальные пассажи под пробежку Джонсона по раскаленной пустыне чуть ли не вибрируют в воздухе. Русскую дорожку так же смело рекомендую – вся звуковая информация бережно перенята от старшего собрата. Сабиков на русском, увы, не положили, зато есть на хинди и арабском. «Приятного» просмотра, блин.
Дополнения. Менюшка оформлена со знанием дела – приятная анимация и озвучка – нет только русификации. Бонусов около часа по хронометражу (на DVD-издании присутствовал только альтернативный финал) и снова нас обделили русскими субтитрами (в наличии только английские). Альтернативная концовка, на поверку бывшая оригинальной, с предисловием режиссера, позволит несколько глубже прочувствовать персонажа Скалы. Она эффектней и ставит точку в линии Водитель-Убийца, но оставляет в зачине совсем иную. Тиллман сказал, что реакция на тест-просмотрах была не совсем той, которой он ждал. Пошел на поводу у публики, думаю, но в итоге получилось закруглить почти все. Вырезанных сцен примерно на 10-11 минут и снова с комментариями автора картины. Больше всего я бы жалел от сокращения времени у дуэта Торнтона и Бладгуд – он задает тон едва ли не всему фильму, хоть и химия у них все же разная (Тиллман со мной не согласен), но синергия потрясающая. Еще 11 минут – ролик об актерах и их персонажах. Коротко участники съемок говорят друг о друге, о себе, Тиллман обо всех. Кадры со съемок и фрагменты фильма все это отлично скрашивают. Лишний раз убеждаешься в том, что кино отлично сочинено – актеры не нарочито рассыпаются в комплиментах коллегам, а емко трактуют своих и чужих героев. После раздел бонусов предлагает ознакомиться с бодрым роликом об оружии, боевке, авто, трюках – стреляют много и красиво, у каждого персонажа «своя» пушка (кто бы подумал, что может быть иначе), «своя» машина и так далее. Снова по чуть-чуть, но это не выглядит обрезками. В наличии еще двенадцать с лишним минут раскадровок и аниматики нескольких сцен: уход от полиции, убийство извращенца-старика и венчающая его перестрелка Водителя и Убийцы, стрельба в больнице и альтернативная концовка. Завершает вышеописанный набор небольшой промотрейлер формата Blu-ray, а не самого фильма, как можно было надеяться.
Резюме. Издание суперкрутое. Фильм заслуживает, разве что, более весомой подборки бонусов и субтитров на русском в самом фильме и дополнениях (их отсутствие для релизов того времени от Видеосервиса/Sony обычная практика). Более придираться не к чему. Настоятельно рекомендовано к неоднократному просмотру благодаря отличным техническим характеристикам трансфера и поклонникам Дуэна «Скалы» Джонсона.