Voyager | «Незабываемое» от (еще) братьев Вачовски
Некоторое время назад мне на глаза попался старый сценарий, написанный тогда еще братьями Вачовски. Скрипт под названием Unforgettable проходил по категории так и не спродюсированных работ. Первым делом я попытался найти хоть какую-то информацию о проекте в сети (поиск велся в привязке к имени Вачовски), но не слишком в этом преуспел. Так что я решил прочитать скрипт в надежде, что мне повезет наткнуться на что-то интересное. Например, как в случае со старым и никому не известным сценарием Screaming Steel за авторством друга Джеймса Кэмерона, финальная битва которого во многом была повторена в «Аватаре».
На титульной странице Unforgettable не оказалось даты. Но в самом тексте упоминается 1994 год, так что, скорее всего сценарий был написан примерно в это же время. Скрипт повествует о патологоанатоме по фамилии Кросс. Год назад его супругу Мэри убили при исполнении (она была копом). С тех пор Кросс находится в перманентной депрессии пытаясь понять, как жить дальше. Однажды с ним на связь выходит доктор, утверждающая, что нашла способ пересаживать воспоминания других людей. Она разработала для этой цели специальный вирус. Нужно лишь добавить к нему образец мозгового вещества покойника и сделать укол, после чего испытуемый ощутит то же, что и «донор» перед смертью. Кросс соглашается стать добровольцем в эксперименте. Он начинает делать инъекции воспоминаний супруги и вскоре понимает, что ее смерть жены вовсе не была случайностью и в деле замешаны другие полицейские.
Кто-то наверно уже обратил внимание на то, что весь этот сюжет звучит подозрительно знакомо. И это действительно так. В 1996 году на экраны вышел фильм «Незабываемое», повествовавший о криминалиста Крэйне (его сыграл Рэй Лиотта), чья жена Мэри была убита. После случайной встречи с доктором Бриггс (Линда Фиорентино), Крэйн узнавал о ее экспериментальной разработке, позволяющей переживать воспоминания убитых людей. Герой начинал делать инъекции и вскоре осознавал, что смерть его жены вовсе не была случайностью и в деле замешан кто-то из полиции.
Конечно, с точки зрения конкретных эпизодов работа Вачовски практически полностью отличается от фильма 1996 года. Там совершенно иные локации, диалоги и экшн-сцены. Но вся концепция, сюжетный каркас и даже некоторые имена уж слишком похожи, чтобы считать это просто странным совпадением. Более того, одним из продюсеров «Незабываемого» был Дино Де Лаурентис. В середине 1990-х Де Лаурентис и Вачовски работали над целым рядом проектом. В частности, Де Лаурентис спродюсировал снятый по сценарию братьев фильм «Наемные убийцы» и их первую режиссерскую картину «Связь», открывшую Вачовски дорогу к «Матрице».
Исходя из всех этих фактов я с достаточно большой долей уверенности могу сказать, что «Незабываемое» 1996 года основано именно на прочитанном мной сценарии Вачовски. Конечно, несложно заметить, что официально единственным сценаристом картины является телепродюсер Билл Гедди. Поэтому, далее уже начинается область догадок. Я так подозреваю, что имело место следующее развитие событий. Скрипт неоднократно переписывался, Вачовски остались не в восторге от конечного результата и решили вовсе отказались от авторства.
Нечто подобное приключилось с вышедшими за год до этого «Наемными убийцами». Но там гильдия сценаристов не вняла просьбам Вачовски и их имена оставили в титрах. В случаем с «Незабываемым» братья, видимо, оказались более успешны. Кино оказалось вычеркнуто из их фильмографии и потому даже сейчас в интернете не найти никаких упоминаний о том, что Вачовски имеют какое-то отношение к этой картине. Хотя оставшихся совпадающих элементов вполне хватило бы на «story by».
Что же касается фильма, то он бесславно провалился в прокате, а критика его буквально разгромила. Хотя, на мой взгляд, кино было вовсе не настолько ужасным, как отзывы на него. Да, это далеко не шедевр, но в то же время сама концепция была достаточно интересной, да и Рэй Лиотта на мой взгляд неплохо постарался. Если не ждать от фильма чего-то сверхъестественного, он вполне может сойти на разок.
Ну а если сравнивать сценарий Вачовски и итоговое кино, я честно говоря, не уверен, что же было лучше. С одной стороны, в отличие от фильма, в скрипте присутствовала типовая любовная линия между главным героем и героиней и имелся стандартный хэппи-энд. С другой стороны, в кино хватало иных жанровых штампов.
Также хочу отметить, что в сценарии делался больший акцент на психологическом состоянии главного героя. В частности, у него возникали галлюцинации, а по мере приема воспоминаний жены он постепенно начинал перенимать ее поведение и даже видел в зеркале не свое, а ее отражение. С учетом широко известных метаморфоз Вачовски сейчас эти моменты явно воспринимаются иначе, чем во времена написания сценария.
Что ж, вот такая вот история о забытом вкладе в почти забытый фильм. Я думал, что прочитаю малоизвестную работу известных людей — оказалось же, что она давно экранизирована, просто никто не знает об их участии. Поскольку кино в итоге провалилось, возможно, что решение Вачовски убрать свои имена в чем-то и имело смысл. Сейчас же их старый сценарий скорее служит напоминанием о тех временах, когда братья/сестры еще придумывали всякие интересные концепции — пускай их реализация и не всегда оказывалась на высоте.