Voyager | От «Частицы Бога» до «Парадокса Кловерфилда»
Несколько дней назад Netflix удивил даже самых прожженных киноманов, неожиданно опубликовав первый трейлер картины «Парадокс Кловерфилда», а затем устроив ее релиз в тот же самый день. Многие действительно ждали этого фильма — и восприняли первые негативные рецензии критиков в стиле «они совсем зажрались». Я же не питал особых иллюзий по поводу сабжа и потому не сильно удивился подобным отзывам. И вот почему.
Все началось со сценария God Particle, который я некогда прочитал. Он был написан Ореном Узилом в районе 2010 года. Действие скрипта разворачивалось в будущем на борту американской космической станции, экипаж которой готовился провести эксперимент с включением мощного коллайдера. В числе действующих лиц у нас имелось несколько военных, крайне религиозный ученый, классический раздолбай-инженер, и главная героиня по имени Хэмилтон, про которую было очень трудно сказать что-то определенное. Дело в том, что сценарии Узила не объяснялось ни какая у нее должность, ни чем, собственно говоря, она занималась на станции. Лишь в одной из сцен упоминалось, что у нее когда-то погибла семья.
В это же самое время на Земле шла Третья мировая война между США и Евросоюзом. К сожалению, сценарий опять же не объяснял никаких причин столь странного конфликта.
Небольшое отступление, необходимое для лучшего понимания уровня логичности и правдоподобности космоса в этой работе. На исследовательской космической станции имелся бассейн, по ее корридорам бегала собака, а Земля была хорошо видна из иллюминатора, но при этом радиосигнал до нее шел один месяц.
Итак, астронавты запускали коллайдер после чего Земля с Луной в буквальном смысле исчезали, не оставив ни следа. Через два месяца после этого события Хэмилтон приходила к мысли, что ее дальнейшее существование в компании шести постоянно спорящих друг с другом мужиков не имеет дальнейшего смысла и заходила в шлюз, чтобы покончить с собой. Но в этот самый момент к станции внезапно подлетал европейский шатлл с четырьмя выжившими. Они просили у американцев взять их на борт. После долгих споров, экипаж давал добро на стыковку, исходя из того, что причины для войны исчезли вместе с Землей.
Экипажи устраивали что-то вроде праздничного ужина. Вскоре один из американцев умирал, откушав приправленное цианидом блюдо. Казалось бы, виновники очевидны. Но далеко не все астронавты считали, что это дело рук бывших врагов. Затем погибал еще один американец, при том, что европейцы все время были заперты в помещении под круглосуточным видеонаблюдением. В итоге герои обвиняли в убийствах одного из своих и закрывали его, выпуская европейцев на волю.
Лишь когда погибал еще один американец, до остальных доходило, что на борту шаттла находились еще люди. Просто никому даже в голову не пришло проверить корабль потенциальных врагов и они поверили им на слово. Как говорится, сказочные долб... астронавты.
Также следовала еще пара быстрых сюжетных откровений. Во-первых, выяснялось, что коллайдер это на самом деле прикрытие для разработки бомбы, которая может решить исход войны. Во-вторых, Земля конечно же не погибла. На самом деле станция переместилась на полгода в будущее, и наша планета оказалась закрыта Солнцем. Просто за два месяца никто из героев ни разу не удосужился посмотреть в иллюминатор и проверить, где находятся остальные планеты Солнечной системы. Надо полагать, в школе имени «Прометея и Завета» этому просто не учили. Откуда европейцы узнали, что американцы уверовали в гибель Земли, сценарий, понятно дело, тоже не объяснял. Возможно, они просто хакнули базу данных выпускников школы «Прометея» и оценили уровень умственного развития героев.
После этого детектив резко превращался в далеко не самый изобретательный экшн. После серии догонялок и перестрелок, один из американцев жертвовал собой, чтобы уничтожить коллайдер, дабы бомба не досталась врагам. Несмотря на то, что его прошивали парой автоматных очередей, герой, как принято говорить "из последних сил", уничтожал установку. Далее следовала наиболее впечатляющая сцена скрипта, в которой пробитый насквозь пулями американец дрейфовал в открытом космосе (?!?!) и вел задушевный разговор с европейцем, которого тоже выбросило в вакуум.
Главная же героиня и религиозный ученый пытались угнать шатлл. Внезапно выяснялось, что ни один из них не умеет им управлять (в самом деле, кому может пригодиться такой навык?). К счастью, они брали в плен пилота, который соглашался доставить их домой. На этом сценарий наконец-то завершался.
Понимаю, что мое описание достаточно скомканное, но надеюсь из него все же понятно, какого уровня была работа. К слову, я достаточно хорошо отношусь к творчеству Узила. Я читал несколько его скриптов, которые мне действительно понравилась. Но God Particle это конечно что-то с чем-то. Невероятно дурацкий твист, на котором держался весь сюжет, герои-идиоты, отсутствие внятных попыток хоть как-то раскрыть мир в котором происходило действие, мотивы сторон…
Ну, и конечно же, жанровая чехарда. God Particle начинался, как кино про апокалипсис, затем превращался в детектив про поиски убийцы, потом стремительно мутировал в боевичек категории B, ну а под самый конец сбрасывал все маски и становился тем, чем вероятно и задумывался — черной комедией. Нет, конечно же, бывают случаи, когда подобное жанровое попурри может зайти. Но для этого необходимо, что работали все остальные компоненты сценария, чего мягко говоря, нельзя было сказать про God Particle.
Дальше было вот что. Сценарием заинтересовался Дж. Дж. Абрамс и проект был запущен в производство под крылом студии Paramount. Изначально предполагалось, что фильм даст начало линейке низкобюджетных фантастических лент стоимостью 5 – 10 миллионов долларов.
В процессе пре-продакшна скрипт несколько раз переделывали, пока от него не осталась лишь общая идея с космической станцией, экспериментом, исчезновением Земли, а также фамилии героев. Но, хоть сценарий и получил новую начинку, это не сильно изменило его суть. Ключевые недостатки работы, вроде отсутствие нормальных персонажей, нагромождения жанров и нелепые сюжетные ходы прошли через все переписывания.
Мне кажется, что значительную роль в подобном исходе сыграл твисте с «исчезновением» Земли. Он был хорош с маркетинговой точки зрения (для трейлеров, интригующих синопсисов и т.д.), и потому его оставили несмотря на сюжетную нелепость. Но одного его было недостаточно. Твист создавал завязку, но в дальйшем сюжету требовался еще какой-то фактор угрозы для героев. В ранней версии была непонятная и ничем не объясненная война. В итоговой — внезапные и необъясненный энергетический кризис, который приводил к тому, что Россия решала напасть на Германию ради топливных ресурсов (WTF?).
Но мало того, что сюжетная конструкция была возведена на столь гнилом фундаменте — студия еще и усугубила это. Было принято решение привязать фильм к «Кловерфилду» («Монстро»), чтобы срубить легких денег на известном бренде. Причем, это сделали прямо в середине съемок. Даже интересно, как чувствовал себя Узил, когда продюсеры сообщили ему новость и потребовали по быстрому написать новые сцены, что хоть как-то связать никак не связанные фильмы.
Так в картине появились абсолютно ненужные эпизоды на Земле, выступление по телевизору в котором говорят про монстров и демонов, совершенно немотивированные WTF-моменты и, конечно же, глупая финальная сцена. Ну а чтобы окончательно закрепить метаморфозу, God Particle переименовали в «Парадокс Кловерфилда».
Результат подобной авантюры оказался достаточно закономерным. Тест-просмотры закончились очень плохо, наспех прилепленные сцены абсолютно не сработали. При этом, из-за всех пересъемок на кино умудрились потратить порядка 50 миллионов. Почуяв запах неминуемого провала, в Paramount решили сбагрить кино Netflix. Сделка оказалась выгодной для обеих сторон. Paramount не пришлось тратиться на маркетинг и организацию проката для заведомо провального фильма. Netflix же отбил стоимость покупки за счет хайпа, вызванного известным названием и столь неожиданным релизом.
И, не исключено, что в Paramount снова повторят этот финансовый трюк с четвертым фильмом, в заголовке которого имеется слово «Кловерфилд». Я уже как-то делал его обзор. Та работа тоже изначально создавалась как независимая история, а затем ее решили привязать к кловерверсу.
Что же касается «Парадокса Клоферфилда», то, как мне кажется, его лоскутность и несвязность должны быть очевидны даже слепым. Возможно, кто-то наивно думает, что все это часть какого-то тщательного продуманного плана и в будущих фильмах все объяснят, дадут какое-то вменяемое обоснование увиденному и закроют все сюжетные дыры. Увы, но я бы на это не рассчитывал. Не было никакого замысла. Был просто глупый сценарий, который затем наспех привязали к «Клоферфилду», еще больше усугубив ситуацию. В результате вышло без каких-либо скидок плохое кино.
Конечно, самые упорные фанаты наверно будут строить какие-то теории, пытаясь связать все воедино и придумывать объяснения, но реальность куда проще. Просто у нас есть студия, которая вместо съемок нормального сиквела решила заработать легких денег, объединяя никак не связанные фильмы. «Клоферфилд, 10» был хорош потому, что был хорош его ранний сценарий. «Парадокс» пример того, что получается, когда начальный сценарий плох.
Но должен сказать, что с финансовой точки зрения это конечно выдающийся ход, особенно с учетом текущего положения дел у Paramount. 2017-й стал одним из худших годов в истории студии. Дошло даже разговоров о маячащем на горизонте банкротстве. Так что на месте продюсеров я бы начал лепить слово «Кловерфилд» в заголовки всего, что только возможно. Благо, что в «Парадоксе» было озвучено просто гениальное объяснение, по которому к кловерверсу теперь можно приписать практически все, что угодно.
В доме завелся полтергейст? Это все из-за разрыва пространства-времени вызванного космическим экспериментом. На Землю прилетели десептиконы, Генри Кавилл отрастил усы, а Звездный флот снова гоняется за Ханом? Вы угадали, виноват Клоферфилд. Так что как знать, возможно нас еще ждет «Миссия Кловерфилд», «Трансформеры: последний Кловерфилд», «Паранормальное явление: измерение Кловерфилда» и «Стартрек: в поисках утраченного Клоферфилда». Ну а что такого? Деньги то, как говорится, не пахнут.