Voyager | Каким был начальный сценарий «Смертельного оружия»
Голливудская карьера Шейна Блэка началась со сценария «Смертельного оружия», который он сумел продать за 250 тысяч долларов продюсеру Джоэлу Сильверу. Как гласит популярная история, самому Блэку очень не нравилась его работа. Он считал, что сценарий никуда не годится и в прямом смысле выбросил его. Но затем Блэк все же сумел перебороть себя. Он снова взялся за рукопись и переделал ее. Что было дальше, надеюсь, можно не рассказывать.
Долгое время об этом самом первом сценарии было известно совсем немного. Сообщалось лишь, что история вроде как была куда мрачнее, брутальнее и масштабнее итогового фильма. Недавно его копия всплыла на интернет — аукционе и стала достоянием фанатов. Ну а поскольку картина Ричарда Доннера на днях отметила свое 30-летие (да, «Смертельному оружию» 30 лет — вы уже почувствовали себя слишком старым?), самое время сказать пару слов о его оригинальном сценарии.
ДЕТЕКТИВ-СЕРЖАНТ РОДЖЕР МЮРТО
Сегодня ему исполняется 40 лет.
Ветеран Вьетнама, 173-я воздушно-десантная.
Вступил в полицию Лос-Анджелеса в 1969 году.
Сейчас работает в отделе по расследованию ограблений/убойном.
Любит детей, ненавидит домашних животных.
Cлишком много курит.
Его мучают кошмары.
Но уже не так сильно как раньше.
Семьянин, любящий отец.
Первоклассный стрелок.
Сегодня он чувствует себя немного старым. Ему ведь исполнилось 40.
СЕРЖАНТ МАРТИН РИГГС
В августе ему исполнилось 36.
Отпраздновал свой день рождения бутылкой бурбона и просмотром передачи «Колесо фортуны».
Ветеран Вьетнама. 5-я дивизия корпуса морской пехоты.
Вступил в полицию Ньюарка в 1974 году. Уволился. Вступил в полицию Лос-Анджелеса в 1980 году.
Дважды был награжден медалью за доблесть.
Никогда не было детей. Ненавидит домашних животных.
Курит, пьет. Бреется раз в неделю. Смотрит невероятное количество телешоу.
Преподает рукопашный бой и тактику спецподразделений.
Обучен обращению со всеми видами стрелкового оружия.
Полиция Ньюарка и Лос-Анджелеса классифицирует его как смертельное оружие.
Живет один. Жена погибла в автокатастрофе.
Скорее всего психически неуравновешен.
У этой парочки есть кое-что общее. Оба терпеть не могут напарников.
На дворе декабрь. Им придется работать вместе.
Война во Вьетнаме закончилась. В Лос-Анджелеса, однако, бушует совсем другая война.
Все вышесказанное — это вступительный текст к оригинальному сценарию Блэка. Как можно заметить, Блэк не указывал расовую принадлежность героев и оба по какой-то причине изначально не любили домашних питомцев. Что интересно, по сюжету фильма, Мюрто исполнилось 50 лет, в то время как Дэнни Гловеру на момент съемок было 40 — как раз как в начальном сценарии.
Итак, какие же основные различия между первым вариантом Блэка и итоговым фильмом?
Нам впервые представляли Риггса в сцене, где его пыталась ограбить компания панков. Разумеется, с печальными для себя последствиями. Для фильма, кстати, был отснят схожий пролог с разборкой в баре, но его затем вырезали.
Не было эпизодов, где Риггс пытался застрелиться, и где Мюрто тестировал его, предлагая свой револьвер. Также, в этой версии отсутствовала знаменитая сцена первого знакомства напарников, а коронной фразой Мюрто было просто «Я слишком стар».
В начальной версии сценария Джошуа (в фильме его сыграл Гэри Бьюзи) был одноглазым.
Имелся небольшой подсюжет с коррумпированным полицейским по имени Пэриш, который ненавидел Риггса.
Нам показывали похищение дочери Мюрто. Для убедительности, Джошуа отрезал ей палец и затем отправлял его по почте Мюрто.
В сценарии имелась сцена кошмара Мюрто — ему снилось, как во Вьетнами он случайно убил сослуживца. Нам не объясняли, правда это или нет. Вьетнамский флэшбек был и у Риггса.
Отличались некоторые локации. Встреча Мюрто с похитителями его дочери проходила у обсерватории Гриффита (я кстати, подсознательно все ждал что во время перестрелки где-нибудь на заднем плане пройдет подозрительный громила в одежде снятой с убитых панков). После того, как героев брали в плен, их перевозили в помещение, расположенное в здании порнокинотеатра. Когда Риггс высвобождался и устраивал бойню, брошенная Джошуа граната взрывалась с обратной стороны экрана как раз в тот момент, когда там демонстрировалась, скажем так, кульминация.
Начальный скрипт действительно был брутальнее фильма. Например, в сцене со снайпером на школьной площадке (она есть в режиссерской версии), Риггс использовал для его уничтожения гранатомет. В эпизоде побега Риггс убивал целую кучу людей голыми руками, а во время последующей перестрелки отстреливал Джошуа ухо.
В одной из экшн-сцен Риггс спрыгивал с моста, цепляясь одной рукой за дорожный знак, а другой стрелял из автомата по машине с наемниками, убивая их всех. Позже Блэк использовал похожий эпизод в своем фильме «Поцелуй навылет».
Больше всего отличался финал. После того, как Риггс и Мюрто освобождались, генералу Макалистеру и Джошуа удавалось сбежать. Пока Мюрто приходил в себя в больнице, Риггс наведывался в гости к плохому копу Пэришу, догадавшись, что он работает на злодеев. После небольшого убеждения, включавшего в себя использование сюрикена и пытку утоплением, Пэриш называл Риггсу место передачи наркотиков. Кроме того, он рассказывал, что гибель его жены не была случайностью. Риггс подобрался слишком близко к организации генерала Макалистера и тогда Джошуа столкнул машину его жены с дороги, чтобы вывести детектива из игры. Позже Блэк избавился от этого подсюжета, но не забыл о нем, использовав его для сиквела.
Узнав о месте передачи наркотиков, полиция пыталась задержать Макалистера. Но он прорывался сквозь ограждение на грузовике, в то время как Джошуа расстреливал несколько машин правоохранителей из крупнокалиберного пулемета, и сбивал ракетой полицейский вертолет, который падал аккурат на надпись HOLLYWOOD. Но грузовику с наркотиками не удавалось далеко уехать. В своей коронной манере Мюрто убивал сидевшего за рулем Макалистера одним выстрелом, машина переворачивалась и красиво взрывалась. После этого в Голливуде впервые в новейшей истории начинал идти снег. Героиновый снег.
Сцена смерти Джошуа также отличалась. Риггс убирал оружие, давая ему возможность напасть. Джошуа пользовался ей, но Риггс уклонялся, и убивал его специальным приемом, втыкая пальцы в пустую глазницу и доставая прямиком до мозга.
После всех этих событий, начальство отправляло Риггса на пенсию, сочтя, что он слишком психически нестабилен, чтобы продолжать службу. Мюрто также думал уйти в отставку, но Риггс убеждал его остаться.
В финальной сцене мы должны были увидеть Риггса с бутылкой, смотрящего очередное телешоу. В какой-то момент он решал, что с него хватит, и доставал упаковку снотворного. В этот момент раздавался стук — это пришла молодая проститутка, которой Риггс как-то заплатил 100 долларов за то, чтобы она посмотрела с ним телевизор (эта сцена есть в режиссерке). Она предлагает Риггсу, чтобы тот угостил ее кофе. Он отвечает, что сейчас немного занят, так как хочет покончить с собой. Девушка говорит Риггсу, что он может сделать это и завтра. Риггс соглашается и уходит гулять с ней. Когда парочка идет по улице, рядом проезжает машина Мюрто. Он и Риггс приветствуют друг друга.
Кстати, у фильма есть альтернативная концовка, где Риггса все же отправили на пенсию и он решил уехать из города.
Что ж, хоть этот вариант действительно масштабнее и брутальнее, должен сказать что по общему духу он в целом вполне соответствовует итоговому фильму. Да, содержание местами отличается. Но, честно говоря, не так и сильно, как можно было ожидать исходя из тех сведений, что тиражируют киносайты. Существует множество проектов, где у итогового фильма и начального сценария намного больше различий, нежели сходств. «Смертельное оружие» все же не из их числа.
Просто, начальный сценарий «Смертельного оружия», он как бы это сказать, был длинным. Практически каждая сцена, диалог в нем длятся заметно дольше, чем в итоговом фильме. Собственно говоря, оригинальный сценарий и насчитывал то 140 страниц — считай, почти 2.5-часовая картина. Но в остальном, пускай многие детали и были другими, в целом, это уже почти знакомая история, знакомые герои, и знакомое настроение. Ну и я все же не сказал бы, что скрипт уж настолько серьезнее фильма, как об этом часто пишут. Каких-то шуток конечно еще не было (хотя с разговорным юмором тут все в порядке), но с другой стороны, как я уже сказал не было эпизода в начале, где Риггс пытался покончить с собой.
Так что переработка сценария в основном заключалась в избавлении от подзатянутых и ненужных сцен, и полировке диалогов, что обеспечило картине необходимую динамику. Честно говоря, даже жаль, что так случилось: я бы не отказался от возможности посмотреть на такую 2.5-часовую версию фильма. Но у жанра, как известно, свои законы. Да и бюджетные ограничения вероятно тоже сказались, и пришлось обойти без взрывающихся вертолетов и героинового снега. Ну и уже непосредственно во время съемок Ричардом Доннером было принято решение изменить финал с пенсией Риггса на концовку, более открытую для сиквелов.
Так что, прочитав скрипт, скажу, что я очень удивлен тому, что Блэк так невзлюбил собственную рукопись. По моему, уже начальный вариант был вполне неплох. Но, как известно, у всех свои собственные закидоны. В любом случае, остается радоваться, что Блэк все же не бросил тогда сценарий и довел дело до конца. Кинематограф бы многое потерял без парочки Мартина Риггса и Роджера Мюрто.