Voyager | «Корпоративные войны»: каким был первый сценарий «РобоКопа 2»
Пару лет назад я делал обзор сценария «РобоКопа 2», написанного в мае 1989 года Фрэнком Миллером. Тогда я считал, что это первый скрипт проекта. Но как выяснилось, существовала и более ранняя альтернативная версия, озаглавленная «Корпоративные войны». Она была написана Эдвардом Ноймайером и Майклом Майнером — авторами сценария оригинальной картины. Но перед тем, как приступить к рассказу о сиквеле — немного предыстории.
Идея «РобоКопа» появилась у Эдварда Ноймайера, когда он впервые увидел постер «Бегущего по лезвию» и спросил у друга, о чем этот фильм. Услышав, что намечается кино про человека, который охотится за работами, Ноймайеру пришла в голову мысль поменять местами компоненты этой концепции. Как это часто бывает, изначально ни одна из студий не заинтересовалась его идеей. Но Ноймайер не сдавался. В 1984 году он познакомился с клипмейкером Майклом Майнером, который работал над схожим сюжетом. Они объединили свои задумки, после чего на свет появился сценарий знакомого нам «Робокопа».
Эдвард Ноймайер
В конце того же 1984 года на экраны вышел «Терминатор». Фильм принес хорошие деньги, но мог бы собрать куда больше, если бы не жадность продюсеров и студии Orion Pictures, пожалевших денег на рекламу. Прошлого, как известно, не вернуть, но его всегда можно попытаться повторить. В Orion Pictures заинтересовались идеей еще одного фильма про киборга из будущего. Ну а дальше в проект попал Пол Верхувен.
Это может показаться странным, но на самом деле голландец никогда не был особым фанатом фантастики. Когда ему дали сценарий «РобоКопа», он глянул лишь первые несколько страниц, после чего выкинул его, приняв за тупой боевик. К счастью, жена Верхувена в буквальном смысле достала скрипт из мусорки, прочитала его, после чего убедила мужа дать ему второй шанс. Все, что было дальше, стало киноисторией.
«Робокоп» вышел на экраны в июле 1987 года. Фильм полюбился зрителям и критикам, собрал хорошую кассу, так что все предпосылки для успешного сиквела были на месте. Верхувен в принципе тоже был открыт для идеи продолжения. Но дело в том, что у Orion Pictures уже начинались финансовые проблемы, так что студия хотела не просто сиквел, а максимально быстрый сиквел. Речь шла о том, чтобы начать съемки продолжения чуть ли не через пару месяцев после премьеры первого фильма. Дополнительной остроты всей ситуации придавало то, что в 1988 году должна была начаться забастовка сценаристов — так что сюжет для второй части должен был быть готов до конца года.
Ноймайер и Майнер взялись за эту практически невыполнимую задачу. 1 января 1988 года они передали продюсерам 110-страничный скрипт, озаглавленный «Робокоп 2: Корпоративные войны». В его начале содержалась приписка, в которой авторы извинялись за все ошибки в «этом очень сыром сценарии».
«Корпоративный войны» начинались со сцены ограбления банка. Банда из десяти человек подгоняет к хранилищу прицеп с установленной на него пушкой, взрывают стену и проникает внутрь. Вскоре на место действия прибывает Робокоп и в ходе эффектной экшн-сцены расправляется с бандитами. Но когда все вроде бы закончено, смертельно раненный главарь примерно как в анекдото про "из последних сил" наводит пушку на Робокопа и нажимает на спуск. Взрыв практически полностью уничтожает киборга. Зрение Робокопа угасало, после чего на экране появлялась надпись «25 лет спустя».
Будущее будущего. Двое корпоративных чиновников (Биллингс и Монтана) пробираются в заброшенное здание давно обанкротившейся OCP. Среди множества брошенных образцов военной техники они находят Робокопа. Его тело восстановили, но по каким-то причинам так и не вернули в строй. Так что последние четверть века Робо пребывал в стазисе.
За это время мир сильно изменился. После нефтяного кризиса все обычные машины исчезли, передвижение осуществляется только по воздуху. Города трансформировались в плексы — самообеспечивающиеся комплексы, где роботы обеспечивают привилегированным гражданам все необходимые услуги, начиная от приготовления пищи, и заканчивая сексом. Самый знаменитый человек в этом мире, это живущий на орбите рэпер Мундог. Американским президентом является популярный комик, а триллионер Тед Фликер продвигает закон, который позволит ему выкупить правительство США и всю страну.
Биллингс и Монтана работают на этого самого Фликера. Они восстанавливают Робокопа, после чего выпускают его в Метроплекс (бывший Лос-Анджелес), чтобы тот навел там порядок. Их цель — ослабить позиции Барнса, босса службы безопасности , который по их мнению получил слишком большое влияние над Фликером. Но тот предпринимает контрмеры. Барнс захватывает управление над Робокопом и приказывает ему выгнать из Метроплекса толпу беженцев. Робо начинает выполнять противоречающую его внутренним установкам команду, но затем находит способ как сбежать.
После этого мы узнаем, что настоящий Тед Фликер умер десять лет назад, а его место занял робот (в сценарии почему-то упорно называемый клоном). Но этот робот вышел из под контроля создателей, так что теперь Биллингс и Монтана решают уничтожить его. После того, как первая попытка проваливается, энергичная парочка передает нейтронную бомбу местным террористам и договариваются с ними о захвате контроля над Метроплексом. Но Биллингс и Монтана не успевают отпраздновать успех. Когда они садятся в летающую машину, следует взрыв. Фликер перехитрил своих создателей.
Тем временем, Робокоп пытается вернуться в комплекс при поддержке управляющего Метроплексом компьютера, называемого Нейромозгом. Нейромозг принял облик покойной жены программиста и стоит сказать, что по сюжету у них с Робо вроде как намеки на взаимную симпатию. Киборг разбирается с похожими на гигантских насекомых роботами, а затем сражается с сотрудниками службы безопасности в летающих скафандрах. В конце концов, Робо убивает Барнса с помощью звуковой пушки, которое срывает с его лица всю кожу вместе с мясом.
В финале, Робо, террористы с нейтронной бомбой и Фликер оказываются в одном месте. Фликер проявляет свою истинную сущность и убивает террористов, а затем угрожает Робокопу взорвать бомбу. Но это не останавливает нашего героя. Он отрывает Фликеру голову и отфутболивает ее, а та в это время комично проклинает его. После этого Робокоп выходит на улицу и смотрит на Луну высоко в небе. С ним связывается Нейромозг, который говорит, что давно не видел такого прекрасного зрелища, на что Робо предлагает отправиться туда. Начинаются титры, в которых нам показывают исполняющего космический рэп Мундога. Понятное дело, рэпчик посвящен Робокопу.
Знаете, когда начинаешь критиковать сценарий Ноймайера и Майнера, то испытываешь чувство неловкости. Авторы были поставлены в очень сложные условия и знаете ли, это ведь крайне непросто придумать что-то достойное с таким жестким временным ограничением. Но раз уж я посвятил сценарию «Корпоративных войн» пост, мне все же придется сказать про него пару слов.
Этот сценарий я бы честно говоря охарактеризовал как «неснимаемый». Неснимаемый не потому, что в нем содержались какие-то невероятно масштабные сцены, а потому что он похож на обглоданный скелет. Никакого развития персонажей в нем нет — действующие лица и диалоги очень схематичны, как и их мотивации. При этом, ни один из героев не вызывает симпатии. Пантеон действующих лиц состоит из мерзких корпоративных чиновников, продажных охранников, террористов и безумных роботов. Нормальные люди здесь не встречаются.
Второй момент, который невозможно не упомянуть — Робокоп в этом сценарии от начала и до самого конца марионетка. Практически все его действия обусловлены приказаниями внешних сил — вначале чиновников, затем Барнса, затем Нейромозга. Опять же, о каком-то развитии героя не может идти и речи. Диалогов у Робо тут чуть ли не меньше, чем у Шварца в первом «Терминаторе», и их большая часть представляет собой вынесение приговоров в стиле судьи Дредда. За фильм Мерфи ни разу не вспоминает события предыдущего фильма и даже не интересуется тем, что случилось с ним и окружающим миром. Но хуже того, Робо просто очень мало. Сцен с ним меньше, чем с теми же чиновниками.
Ну и наконец, слон в комнате — перенос действия в будущее на 25 лет. В интервью, Ноймайер и Майнер говорили, что вдохновлялись «Чужими» и хотели сделать сиквел, который был бы не просто масштабным повторением первой части, а чем-то оригинальным. Так что уничтожение Робокопа в первые пять минут были их намеренным fuck you тем зрителям, что хотели увидеть традиционный сиквел. Но был ли оправдан такой подход? Я в этом не уверен. Да, это весьма неожиданный ход, но ведь по сути авторы просто выбрасывали придуманный им мир и персонажей. Те, кто хотел узнать, чем закончился конфликт OCP и полиции, снесли ли старый Детройт, смог ли Мерфи смириться с тем, в кого его превратили, думаю были бы крайне разочарованы. На мой взгляд, эта концепция больше подходила для потенциального триквела — просто представьте, если бы сиквел закончился тем, что Робо проигрывал в финальной схватке и погибал.
Или я бы даже сказал, ее вполне можно было бы использовать для сюжета многострадального ремейка. На самом деле это было бы очень даже логично. Вместо того, чтобы бесить фанатов очередной бессмысленной переделкой классики, действие можно было бы развернуть в будущем, где новая команда ученых создала бы нового Робокопа опираясь на старые разработки OCP. Но кажется я слишком далеко ухожу в сторону от предмета разговора.
В общем, продюсеры не осталась в восторге от работы Ноймайера и Майнера. Им категорически не понравилось направление, в котором они решили двинуть сюжет. Кроме того, продюсеры посчитали что на реализацию этой концепции потребуется 25 миллионов долларов, что по их мнению было слишком большой суммой. Затем началась забастовка сценаристов. К ее окончанию, в проекте не осталось никого из создателей оригинала. Ноймайера и Майнера уволили, на их место взяли Фрэнка Миллера. Верхувен же, видя что дело движется совсем не туда, куда ему хотелось бы, покинул корабль и подписался на «Вспомнить все».
Но и Фрэнку Миллеру не было суждено реализовать свое видение. Вскоре студия наняла Валлона Грина, который основательно переписал его скрипт. Затем из проекта выбыл режиссер Тим Хантер, который так и не смог найти общего языка с продюсерами. В качестве экстренной замены был взят Ирвин Кершнер. Все это не могло не сказаться на фильме. «РобоКоп 2» вышел лишь в 1990 году и не оправдал возложенных на него финансовых ожиданий. К этому моменту Orion уже дышал на ладан. В конце следующего 1991 года студия подала заявление о банкротстве.
Забавно, но итоговый бюджет картины составил 35 миллионов, что куда больше, чем сумма в которую оценивался первый сценарий сиквела
Был бы результат другим, если бы продюсеры поверили в Ноймайера и Майнера? Может быть. Конечно, концепции «Корпоративных войн» кажется как минимум неоднозначной. Но будь у авторов достаточное количество времени, то через пару переписываний они возможно смогли бы довести идею до ума. Кроме того в этом случае вполне вероятно что Пол Верхувен остался бы у руля сиквела. Но как бы оно было на самом деле мы, к сожалению, уже никогда не узнаем.