Voyager | О сценарии «478»
Когда-то выход каждого нового фильма с Арнольдом Шварценеггером был для меня настоящим событием. Но те времена уже давно закончились – на мой взгляд после «Правдивой лжи» и «Стирателя» его картины в лучшем случае могут потянуть на «смотрибельно» (и то, в основном за счет ностальгии). Что уж говорить про худшие случаи… Я честно говоря не знаю, почему так в итоге получилось - то ли он в середине 1990-х уволил агента, который ранее доставал ему крутые проекты, то ли после полтинника у него просто куда-то пропало умение выбирать фильмы. Но тем не менее, я все еще лелею смутную, и слабеющую с каждым годом надежду о том, что когда-нибудь Арни действительно тряхнет стариной и снимется в новой классике. С этими настроениями я и начал читать сценарий «478» за авторством Хавьера Гульона, который как было объявлено в июне, вполне возможно станет следующим проектом Арни.
Итак, когда я только услышал об этом проекте, то мое знанием о нем ограничивалось примерно следующей информацией: «Шварценеггер сыграет человека, чьи жена и ребенок погибли в авиакатастрофе. Трагедия случилась из-за авиадиспетчера, который уже обвинен и в целях защиты находится под охраной. Герой Арнольда не хочет ждать, когда виновник окажется на скамье подсудимых, и берет правосудие в свои руки». Когда я услышал это описание, оно не вызвало у меня никаких ассоциаций. Однако когда я прочитал на титульной странице фразу «Основано на авиакатастрофе случившейся в июле 2002 года и событиях, развернувшихся спустя 478 дней» до меня дошло: они решили экранизировать историю Виталия Калоева.
Если кто не знает, то в ночь с 1 на 2 июля над Боденским озером произошло столкновение пассажирского Ту-154М и грузового Boeing 757. Причиной этого стала ошибка швейцарского диспетчера Нильсена. В тот момент он был единственным работающим диспетчером в диспетчерском центре компании Skyguide и разрывался между двумя терминалами. Вдобавок ко всему, в омещении велись технические работы из-за которых система, предупреждающая о возможности столкновения была выключена. Нильсен заметил, что самолеты идут по пересекающимся курсам лишь за минуту до трагедии. Когда до него дошло, что сейчас случится, он дал команду Ту-154М снижаться. К этому моменту на обоих самолетах уже сработала система TCAS предупреждающая об угрозе столкновения – пилоты Boeing 757 получили от нее указания снижаться, пилоты Ту-154М поднять высоту. Экипаж Ту-154М получив противоречащие указания Нильсена и системы, решил последовать команде диспетчера. В то же время экипаж Boeing 757 выполнил указания TCAS, о чем сообщил Нильсену – однако тот не услышал это сообщение, так как в тот момент вел переговоры с еще одним рейсом.
В результате оба самолета столкнулись и в катастрофе погиб 71 человек (из них 49 детей), в том числе жена и двое детей осетинского строителя Виталия Калоева. Через некоторое время Калоев сумел найти Нильсена и зарезал его прямиком на пороге дома, где в тот момент находились его жена и трое детей. После этого Калоев отсидел 5 лет в швейцарской тюрьме, вернулся домой, где его встретили как героя и дали должность замминистра в правительстве Северной Осетии. Что было с Калоевым после этого и чем он занимается сейчас, я не знаю, если кто-то может просветить, то я не буду против.
Итак, возвращаясь к сценарию «478» - да, это практически та же самая история, только место действия перенесено в США, а имена были изменены. Скрипт разделен на две части. Первая посвящена Виктору Козлову, эмигрировавшему в США российскому строителю, чья семья погибает в авиакатастрофе. На протяжении всего сюжета он переживает последствия этой трагедии, а затем идет резать диспетчера. Вторая посвящена диспетчеру, который всю свою половину сюжета переживает последствия трагедия, а затем встречается к Козловым. В финал правда добавлено немного морализаторской отсебятины, но особой роли это в данной истории пожалуй не играет.
Ну и что я могу сказать по итогам всего этого? Шварценеггер в роли Виталия Калоева… простите, но нет, вообще нет. Мало того, что вся эта история и ее подноготная вызывают у меня скажем так не самые приятные чувства, но если добавить к этому еще Арни в подобной роли… нет, это как-то неправильно. Да и если честно – сколько желающих найдется посмотреть фильм, где Арнольд весь фильм изображает страдания? В случае с «Мэгги» вот вроде как не нашлось, а на бумаге та история была куда трогательнее и требовала большего актерского мастерства, нежели «478».
Плюс, мне немного сложно выразить это словами, но на мой взгляд это очень и очень плохая идея снимать фильм про эту историю, по крайней мере в таком формате. Если бы тут еще рассказывалось про Skyguide, то как у них была организована работа диспетчеров, попытки судебного разбирательства, которые по сути закончились ничем, возможно в итоге у меня сложилось бы другое мнение.
Пока что проект находится в стадии пре-продакшна – в качестве продюсера выступает Даррен Аронофски, режиссера пока нет, а участие Шварценеггера было хоть и заявлено, но официально не подтверждено. Сейчас сложно сказать, уйдет ли фильм в итоге в производство или нет. Допускаю, что в своем отношения я может быть и не прав, и из этого выйдет что-то достойное, но честно говоря, лично у меня вся эта затея вызывает какое-то резкое отторжение. Сомневаюсь, что лично я стану смотреть «478», если он все же будет снят.